О целях и задачах нравственного воспитания детей-дошкольников

Забота о всестороннем развитии ребёнка, внимание к его воспитанию, совершенствованию личных качеств — входит в круг самых важных проблем в нравственном воспитании ребенка.

Детство — это уникальный период, когда происходит становление личности. Для всестороннего развития ребёнка особенно важно формирование личности в нравственной деятельности, эстетической отзывчивости, совершенствовании физического воспитании. Дети-дошкольники отличаются легкой обучаемостью. Очень многое из того, что ребёнок видит и слышит, становится предметом его внимания и подражания, осмысления

Первая группа методов (практическая) обеспечивает создание у детей опыта общественного поведения: метод приучения (воспитание у детей нравственных качеств, положительных форм общественного поведения).

Например:

  • вежливо отвечать на вопросы;
  • предлагать помощь, заботиться о близких;
  • быть честным и скромным.

Метод приучения осуществляется с помощью специального упражнения, на примере взрослого или детей, наблюдения, показа действия. Пример взрослых или ребёнка реализуется через подражание, желание быть похожим на того, кто направил деятельность.

Наблюдение — питает детский опыт, формирует отношение к увиденному и положительно влияет на поведение. С помощью показа действия воспитывается такое важное качество, как самостоятельность.

Метод организации — это коллективный совместный труд, игра, поведение в быту, которые прививают навыки самоорганизации, формируют доброжелательность, готовность к взаимопомощи. Самостоятельность — необходимая предпосылка для появления желания выполнять поручения, как трудовые, так и общественные, такие, например, как:

Вторая группа методов (словесная, словесно-наглядная): беседы на этические темы, чтение литературы, просмотр фильмов, телепередач, которые направлены на формирование у дошкольников нравственных суждений и представлений, оценок. Эта группа методов может быть использована как во время занятий, так и вне их.

Обе группы методов тесно взаимосвязаны. Первая группа используется при формировании у детей практического опыта нравственного поведения, моральных предпосылок. Вторая — обогащает и направляет поведение ребёнка, его поступки, отношение ко взрослым и сверстникам.

Эти группы включают широко известные методы: убеждения, положительного примера, поощрения и наказания.

Метод убеждения — можно успешно использовать и через доброе, разумное слово и через правильно организованную деятельность.

Метод положительного примера включает знакомство с положительным примером действий и поступков лучших людей нашей и других стран, литературных героев, пример знакомого сверстника или взрослого. Важно помочь ребёнку увидеть ценные черты того человека, на которого он хочет быть похожим, осмыслить его конкретные дела.

Метод поощрения применяется с пониманием, какое воздействие имеет похвала. Прежде чем поощрить ребёнка, нужно подумать, в какой мере он этого заслуживает, учитывая возраст, значение хорошего поведения или конкретного поступка.

Метод наказания (его нельзя рассматривать как обязательный, почти всегда можно обойтись и без наказаний, учитывая возрастные особенности детей, их индивидуальность) направлен на лишение удовольствия от общения со сверстниками, с любимой игрушкой и т. д. Категорически запрещается использовать в качестве наказания любые меры физического воздействия, унижать и оскорблять ребёнка в присутствии коллектива. Прежде чем наказать ребёнка, нужно выяснить, что послужило причиной проступка или плохого поведения. Может оказаться, что нужды в наказании совсем нет. Слишком частые наказания лишь свидетельствуют о беспомощности воспитателя.

Т. Воропаева


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх