О нравственных ценностях у детей дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст — особенно ответственный период усвоения нравственных норм,

когда сформированные на более ранних возрастных ступенях нравственные представления важно обогатить новым социальным задержанием.

Решение этой педагогической задачи связано с выполнением заказа общества — формированием у будущих школьников готовности к учебному труду и более сложным отношениям в коллективе. Усвоение детьми нравственных норм успешно происходит в условиях формирования коллектива под руководством воспитателя. Этот процесс осуществляется в разнообразных видах деятельности, при педагогически целесообразной организации нравственных отношений детей. В ряде исследований представлены показатели активного отношения старших дошкольников к выполнению правил коллективной деятельности: ответственность, умение оказывать помощь, справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Отмечается, что поведение детей, соответствующее нравственным нормам, является необходимым условием для формирования ориентации на коллективные взаимоотношения.

Ценностная природа реализации нравственных норм определяет требования к их использованию в процессе воспитания. Исследования Ю.П.Азарова, Ш.А. Амонашвили, А.АЛеонтьева, Ж.Пиаже и др. показали, что предъявление образца поведения в позитивном значении выполняемых нравственных норм, а также правильное использование педагогической оценки и коллективного мнения позволяют сделать процесс их усвоения положительно переживаемым. Воспитание осознанного положительной отношения к нормам способствует выработке у детей единства нравственных представлений и поведения, ведет к у формированию “личностного смысла” их выполнения (А.Н.Леонтьев).

Главной особенностью усвоения нравственных норм детьми дошкольного возраста является ведущая роль взрослого в этом процессе. С одной стороны, взрослый выступает как образец выполнения нравственных норм в широком социальном плане: дети усваивают первые знания о должном поведении людей в обществе. С другой — педагоги и родители являются непосредственными организаторами процесса усвоения детьми нравственного опыта (А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Д.Б.Эньконин, А.А.Люблинская и др.). В дошкольном возрасте нравственные новообразования представлены в виде «внутренних инстанций», которые возникают при наличии нового типа отношений ребенка со взрослым, когда взрослый начинает выступать в качестве образца. В результате стремление ребенка следовать требованиям взрослых, усвоенные нормы приобретают характер некой обобщенной категории, что и является тем новым функциональным образованием, которая возникает в ходе нравственного развития ребенка и становится для него важнейшей моральной инстанцией» (Божович Л.И.).

Ознакомление с новыми явлениями окружающей жизни, с историческими фактами, произведениями искусства, миром природы не только расширяет круг представлений о действительности, но позволяет определить ребенку свое отношение к ним. И многое здесь связано с позицией педагога. Воспринимая нравственные и эстетические суждения педагога, дошкольники в соответствии с ними оценивают события, взаимоотношения людей, их поступки и действия.

Исследования педагогов и психологов (В.А.Горбачева, В.Г.Нечаева, А.М.Виноградова, Т.А.Репина и др.) подтверждают, что сознательно усваиваются только те моральные ценности, которые имеют для детей реальный жизненный смысл и непосредственно связаны с их поведением. Поэтому необходима такая организация детской деятельности, которая имеет целью включение ребенка в практику отношений и поступков, соответствующих предъявляемым ему образцам.

В исследованиях, посвященных формированию нравственного поведения детей, выделяются три наиболее значимых круга вопросов: изучение представлений и оценочных суждений детей о правилах и нормах поведения; изучение реального поведения детей в различной деятельности; изучение мотивировок, которыми дети объясняют свое поведение.

Доказано, что дети-дошкольники могут воспринимать и оценивать свое поведение и поведение окружающих людей с точки зрения норм и правил, которые ими усвоены. В этом возрасте происходит переход от представлений к оценочным суждениям, дети способны дать осознанную словесную оценку качеств, поступков сверстников, окружающих взрослых, героев сказок художественных произведений.

В практике работы дошкольных учреждений и семейном воспитании поступки детей, их взаимоотношения в коллективе оцениваются с нравственной стороны. Отношение детей к нравственным нормам и требованиям зависит от многих особенностей внутреннего облика ребенка: реальных мотивов поведения, складывающейся направленности личности, умения видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков, опыта нравственных переживаний. От совокупности перечисленных факторов зависит восприятие ребенком нравственных требований и поступков.

Как правило, представления детей о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Личный опыт нравственного поведения еще не богат ситуациями, где дети должны решать нравственные вопросы своих поступков и взаимоотношений. Однако такое опережающее развитие нравственных представлений позволяет ребенку иметь ориентир для выбора способа поведения в еще новых для него ситуациях, совершить поступок в конкретной ситуации в соответствии с известными ему нравственными нормами.

Горбатова Е.В.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх