Развивающее занятие с детьми на тему: «Родословное древо моей семьи»

Цель: уточнить представления детей о родственных отношениях и способах их схематичного изображения; активизировать в речи детей слова, обозначающие близкородственные отношения и образные выражения о семье и близких людях; воспитывать уважение и преданность своему роду и патриотические настроения к своему народу.

Предварительная работа:

1. Уточнение представлений детей о дереве как растении, упражнение в выделении его частей, назывании характерных признаков дерева; сравнение дерева и человека: чем похожи и чем отличаются; выделение «простых аналогий» типа «У человека — руки, а у дерева — … (ветки).»

2. Разглядывание семейных фотографий, оформление стенда с фото детей и их семей.

3. Домашнее задание: совместно с родителями выполнить какую-либо поделку или принести родителям на совместное занятие предметы домашнего обихода, одежды, выполненные своими руками или руками бабушек, дедушек (вязание, плетение макраме, соломка, резьба по дереву, глина и т. п.).

4. Беседа с родителями и приглашение на совместное занятие.

Оборудование: схема родословного древа (скачать), фото детей и их семей, схема-карта Беларуси, рисунки различных домов, предметы белорусских народных промыслов (соломка, глина, самотканое и вышитое полотно и т. п.).

Ход занятия

Под музыку дети и гости (родители) занимают места в групповой комнате.

В. У каждого ли из вас есть свой дом? Ответьте, в каких домах вы живете? (При ответах детей показывать рисунки домов одно- и много-этажных.) Да, у каждого человека должен быть свой дом, свой угол, где собирается его семья. Дети, а какая у вас семья, расскажите, с кем вы живете? (Дети рассказывают о составе своей семьи с опорой на семейные фотографии.) Скажите, один человек — это семья? А сколько человек может быть в семье?

Игра с пальчиками «Вот и вся моя семья»

В. Семьи бывают маленькими и … (большими). Маленькая семья — это только мама, папа и ребенок. А вот кто же может быть в большой семье? (Дети могут называть и фотографиям и с помощью родителей: дядя, тетя, братья и сестры, бабушки и дедушки и т. д.)

Шутка.

В. Разучим скороговорку вместе:

«Папы маминого брата сестры бабушки свекровь» — это кто?

В. Посмотрите все, пожалуйста, на это дерево (показывать схему родового древа). Это дерево необычное — его называют родословного древом. Ствол — это человек сегодня, будущее человека — это его дети, молоденькие веточки, которые растут и тянутся к солнышку, а вот прошлое человека — это его корни, его предки, которые раньше жили на этой земле и дали жизнь этому человеку-дереву.

Каждая семья имеет свою историю.

Сейчас мама Саши нам покажет и расскажет о родословном древе своей семьи, а мы послушаем.

Физкультминутка «Ты, бабуля, расскажи»

Рисование древа.

Сейчас мы с вами научимся составлять родословное древо каждый для своей семьи. Для этого возьмем карандаши и бумагу, нарисуем посередине листа линию земли.

Наша опора — это мама и папа: мы их нарисуем в виде двух вертикальных линий, т. е. ствола. Вы — дети своих пап и мам, т. е. веточки, которые растут и тянутся к солнышку вверх. Нарисуйте этому дереву веточку.

Когда вы вырастете и окрепнете, у вас будут свои дети — на этом дереве появятся еще маленькие веточки. (По ходу рассказа можно прикладывать к рисункам маленькие фотографии членов семьи.) Теперь разберемся, как же это дерево появилось на земле, из чего оно выросло? (Из корней.) Откуда появились ваши родители, кто их родил? (Бабушки и дедушки.)

Мы их нарисуем в виде мощных корней, благодаря которым дерево может крепко стоять на земле, не бояться бурь и невзгод. У мамы — свои, а у папы — свои корни, т. е. у каждого есть и мама, и папа. Значит, у нас на рисунке сколько будет корней? (Четыре.)

Все части дерева можно подписать именами родственников или наклеить на них маленькие фото.

В. У каждой семьи есть не только своя история, а еще и свои традиции.

Например, есть традиция гостеприимства, и мы сейчас с вами покажем нашим гостям — мамам и папам, бабушкам и дедушкам — наш танец.

В. Какие традиции вы знаете? (Ответы детей дополняют родители.) Во всех семьях отмечают дни рождения! Кто из вас может рассказать, как в вашей семье интересно отмечают дни рождения?

(Можно предложить сначала рассказ кого-то из гостей, можно послушать домашнюю заготовку рассказа о дне рождения, потом уже дать высказаться самим детям.) Обязательно принято у всех людей отмечать такие семейные праздники, как свадьба и рождение ребенка. Существует также и религиозный обряд крещения детей, в результате которого у ребенка появляются еще и крестные мать и отец. Существуют праздники, которые отмечает не только одна семья, а и вся страна — это народные праздники.

Кроме праздничных традиций, в каждой семье складываются и трудовые традиции: например, женщины могут передавать из поколения в поколение умение ткать, шить или вязать, кулинарные премудрости; мужчины передают умения резьбы по дереву, гончарное искусство, виноделие или земледелие. Какими трудовыми традициями богата ваша семья?

(Дети совместно с родителями могут рассказать и показать предметы, принесенные из дома.)

Завершить занятие можно в виде праздничного ужина, когда все пробуют кулинарные «премудрости» с чаем.

Детям можно предложить рассказать гостям стихи о семье.

Л.Ладутько, С.Шкляр


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх