Экологическое образование дошкольников посредством природоохранных акций

Решение вопросов экологического образования личности — одно из приоритетных направлений преодоления экологической проблемы у нас в стране и за рубежом.

Работу в этом направлении, на наш взгляд, необходимо начинать с дошкольного возраста, когда закладываются основы культуры общения и поведения детей в природе.

Предмет и содержание экологического образования дошкольников определяются экоцентрическим подходом к вопросу, в рамках которого природа ставится в центре внимания, а человек рассматривается как его часть. Содержанием педагогического процесса в этом случае становится познание экологических законов природы и определения природосообразного поведения человека на уровне «взрослый — ребенок».

Ведущими и универсальными категориями эколого-педагогического процесса являются «знание» и «отношение». В совокупности они определяют сущность экологической культуры человека, как ребенка-дошкольника, так и взрослого, его воспитывающего. Обе категории взаимосвязаны: осознанно правильное отношение к природе и деятельность человека в ней складывается на основе экологических знаний.

Именно знание преобразует отношение: из частного и субъективного у ребенка в широкое и субъективное у взрослого. В процессе экологического образования дошкольники усваивают элементарные экологические сведения о природе и человеке, на их основе развивается осознанно правильное отношение к окружающему предметно-природному миру, формируются целесообразные навыки и поведение.

Значимым является контакт ребенка с природой, его непосредственное взаимодействие с растениями, животными, объектами неживой природы, в процессе которого осуществляется их познание и практическое формирование отношения к ним, формирование элементарных умений и навыков природоохранной деятельности дошкольников. Эффективной реализации данного направления в практике работы ДОУ по экологическому образованию, на наш взгляд, будет способствовать использование природоохранных акций.

Проанализировав научные подходы Николаевой С.Н. к использованию природоохранных акций как формы экологического образования детей мы выработали свой собственный взгляд по данному вопросу, дали определение природоохранной акции, определили ее структуру и содержание.

Природоохранные акции мы рассматриваем как систему воспитательно-образовательных мероприятий, связанных одной тематикой, проводимых с целью формирования основ экологических знаний, осознанно правильного отношения к явлениям и объектам природы, элементарных умений и навыков природоохранной деятельности дошкольников. Нами была определена структура природоохранных акций, которая включает в себя следующие компоненты: подготовительный, познавательно-исследовательский, практический, пропагандистский. На основе структуры мы определили алгоритм реализации природоохранных акций.

На этапе формирующего эксперимента, нами была разработана экспериментальная программа по использованию природоохранных акций в экологическом образовании старших дошкольников и методика ее реализации.

Экспериментальная программа включила в себя следующие природоохранные акции:

  1. «Сохраним мир чистым, здоровым и красивым»;
  2. «Помоги птицам»;
  3. «Поможем братьям нашим меньшим»;

Методика реализации природоохранных акций включала в себя четыре взаимосвязанных этапа:

  1. Подготовительный — направлен на погружение детей в проблематику темы данной акции, с дальнейшим обозначением комплекса мероприятий и прогнозированием практической деятельности природоохранного характера.
  2. Познавательно-исследовательский — направлен на формирование у детей умений определять простые экологические проблемы и находить способы их решения путем использования исследовательских методов и приемов.
  3. Практический — направлен на формирование умений и навыков природоохранной деятельности детей, применение основ экологических знаний в природоохранной деятельности, соблюдение правил поведения в природе.
  4. Пропагандистский — направлен на пропаганду экологических знаний, на воспитание устойчивого, эмоционально-ценностного отношения к природе у сверстников, младших дошкольников и взрослых, вовлечение их в природоохранную деятельность на закрепление основ экологических знаний детей, на воспитание устойчивого эмоционально-ценностного отношения к природе.

Природоохранные акции представили собой совокупную комплексную систему мероприятий, реализация которых прошла через различные формы и методы экологического образования и виды детской деятельности. Природоохранные акции планировались нами как долгосрочные мероприятия, длительность которых колебалась от двух до трех месяцев.

На подготовительном этапе были использованы разные формы и методы работы с детьми: беседы-рассуждения, моделирование определенных экологических ситуаций с последующим их решением, экскурсии, наблюдения и т.д. Посредством чего мы пытались выяснить представления детей, касающиеся конкретных объектов живой и неживой природы, с точки зрения осознанно правильного отношения к ним. На основе этого совместно с детьми мы приходили к тому, что эти объекты требуют заботы, охраны, бережного отношения к ним, чтобы сохранить их первозданную красоту и пользу, которую они приносят человеку. В процессе взаимодействия с педагогами и сверстниками дети приходили к осознанию того, чтобы сохранить природу надо совершать природоохранную деятельность и привлекать к этому других. Необходимо отметить, что темы разных форм работы обсуждались с детьми или определялись ими самостоятельно, в соответствии с их желаниями и уровнем развития, что создавало положительную мотивацию к действию.

Познавательно-исследовательский этап работы строился с использованием разных видов детской деятельности: опытно-экспериментальной, художественно-речевой, игровой, учебной деятельности. Следует отметить, что дети без особого труда определяли простые экологические проблемы и находили способы их решения. Работая совместно, они учились принимать чужую точку зрения, мыслить критически.

Практический этап предусматривал использование разных видов и форм организации труда дошкольников, цель которого заключалась в сохранении объектов природы, в создании необходимых условий для их жизни. По мере приобретения детьми основ экологических знаний и формирования основ осознанно правильного отношения к природе на предыдущих этапах привело к тому, что на третьем этапе они сами придумывали какие трудовые действия можно совершить в рамках той или иной акции.

На пропагандистском этапе старшие дошкольники занимались пропагандистской деятельностью среди сверстников, младших дошкольников и взрослых.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что природоохранные акции являются эффективной формой экологического образования детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают значительную динамику основ экологических знаний.

Прокофьева О. О., Корнеенко С. В.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх