Формирование у старших дошкольников экологических знаний

Знания, полученные дошкольниками в процессе непосредственного взаимодействия с природой, целесообразно закреплять в наиболее привычной деятельности – игре.

Подбирая игры для закрепления представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих в природе, следует учитывать многоаспектность этих взаимосвязей.

  • Первый аспект понятия «взаимосвязи в природе» заключается, как уже было отмечено, в том, что неживая природа создает условия, необходимые для жизни живых существ. Закрепление таких представлений осуществляется через игры «Примечай-ка» (с использованием народных примет о природе), «Письмо Почемучке» (в виде вопросов и ответов). Последняя игра помогает дошкольникам усвоить то, что растения, как и животные, живые существа, следовательно, экологические потребности растений и животных подобны: для жизни им необходимы вода, тепло, свет, воздух, питательные вещества.
  • Второй аспект понятия «взаимосвязи в природе» заключается в том, что растения и животные приспособлены к определенным условиям окружающей среды (к условиям существования). Для усвоения детьми представлений о приспособленности живых существ к условиям существования можно использовать игры: «Займи свой домик», «Кто где живет» (закрепление знаний о приспособленности животных к условиям существования на определенных природных ландшафтах: поле, лес, луг, водоем); «Кто где обитает» (закрепление знаний о приспособленности животных к определенной среде обитания: водной, наземной, воздушной).

Продемонстрировать детям связь факторов неживой природы, растений и животных в различных природных сообществах позволяет игра «Экологическая башня». Эта игра дает возможность подвести дошкольников к пониманию того, что отдельные элементы природы (вода, земля, солнце, воздух, растения, животные) вместе составляют сложную экосистему, и разрушение одного из элементов ведет к разрушению всей экосистемы.

В соответствии с задачей экологического воспитания, предусматривающей формирование у дошкольников представлений о взаимодействии природы и человека, целесообразно использовать серию игр: «Охраняй-ка» (в игре используется картина реки, схемы города и маленькие карточки с изображением дымящегося завода, машин, барж, а также с изображением очистных сооружений, знака, запрещающего мойку машин в реке, лодки. В прорезь картины воспитатель вставляет карточку, например, с изображением дымящегося завода.

Играющие дети объясняют, что произойдет в этом случае с природой, и подбирают другую карточку, с изображением очистных сооружений, «Птичья кормушка» (на картину-кормушку воспитатель выставляет карточки с изображением птиц, а дети поднимают карточки с изображением корма, которым бы они подкормили ту или иную птицу зимой), «Найди хозяина» и др. Эти игры позволяют закрепить знания детей о пользе природы для человека, показать отрицательное воздействие хозяйственной деятельности людей на природу, дать представление о некоторых видах природоохранной деятельности, в которых могут принимать участие и дети.

Очень важно использование игр, цель которых — закрепление знаний дошкольников о правилах поведения в природе. Усвоение детьми правил может осуществляться в процессе анализа представленных в играх ситуаций («Что такое хорошо, что такое плохо», «Найди ошибку», «Что было бы, если бы…») или расшифровки знаков, в которых отражены те или иные правила поведения по отношению к растениям и животным («Зеленая азбука»).

В ходе проведения этих игр у дошкольников формируется не только представление о необходимости выполнения правил природоохранного поведения, но и соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению.

Традиционные природоведческие занятия целесообразно «растворять» в обычной детской деятельности. Так, формирование экологических представлений может проходить не только на традиционных занятиях, экскурсиях, но и во время стихийных ситуаций в повседневной жизни, в заранее продуманных ситуациях, в процессе самостоятельной познавательной деятельности детей.

Кроме этого, экологические представления целесообразно формировать на занятиях по изобразительному искусству, развитию речи, музыке, ознакомлению с художественной литературой и др. Материал многих из этих занятий содействует художественному восприятию природы, развитию творчества детей, умению отражать свое отношение к природе художественными средствами.

Например, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети знакомятся с произведениями известных поэтов и писателей, с их восприятием красоты природы как своеобразным эталоном. Эти произведения могут раскрыть «окно в природу», помочь увидеть ее, более чувствительно всмотреться в ее краски, формы, запахи и звуки, лучше понять ее неповторимую красоту.

Некоторые произведения (стихи, наиболее выразительные части прозаических произведений) могут быть использованы и на экологических занятиях, во время экскурсий для создания особого эмоционального настроения детей.

На занятиях по развитию речи дети могут составлять рассказы и сказки на экологическую тематику. А лучше и более полно отражать впечатления, полученные при непосредственном контакте с природой, детям помогает знакомство с определенными произведениями искусства, которые формируют у них своеобразные сенсорные эталоны.

Анализ картин известных художников, рисунки самих детей также содействуют формированию чувства природы, любви к ней, умения отражать свои впечатления о ней в форме рисунка. Следует ориентировать детей на то, чтобы они передавали в рисунках свои самые сильные впечатления, свое восприятие окружающей среды, свое отношение к природе.

Интересные рисунки используются на экологических занятиях при раскрытии красоты того или иного объекта или явления, составлении раскладной книжки, например, о временах года или природе родного края. На страницах таких книжек помещаются рисунки детей, а комментарием к ним могут служить стихи, небольшие рассказы или сказки самих детей.

Познание окружающего мира через взаимосвязь различных явлений, отношений является более интересным и полезным для детей. Этот процесс в более привычной для дошкольников форме возможно организовать в ходе комплексных занятий.

Г. Казаручик


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх