Развитие экономического мышления у детей

Под термином «экономическое мышление» понимается как познание сущности экономических процессов, выявление их закономерностей с помощью мыслительных операций, таких как: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение), так и реализация экономических знаний и умений в экономической деятельности и поведении.

Формирование экономического мышления воспитателей — это длительный процесс гармонического развития их способностей, определенного стиля поведения. В основе экономического мышления лежат определенные интересы. Интерес — это форма потребности в познании, осознании целей деятельности, способ ориентации.

Одной из важнейших задач на современном этапе развития образования является совершенствование экономической подготовленности воспитанников. Ориентация детей на жизнь в системе рыночных отношений — необходимая и очень сложная задача педагогики.

Цель экономического воспитания в широком смысле слова — формировать социально-активную, творческую личность с материалистическим мировоззрением, личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

В более узком смысле слова цель экономического воспитания дошкольников — первоначальное ознакомление их с экономическими проблемами, приобщение к домашней экономике, экономии электричества, тепла, воды, воспитание первоначального умения анализировать экономические явления, а также потребности в социально значимой и содержательной деятельности.

Римский педагог Квинтилиан призывал учить детей добру, справедливости, начиная с ранних лет жизни: «Подобно тому, как птицам дано от природы летать, диким животным быть свирепыми, так и нам от природы присущи умственная деятельность и сообразительность».

Актуальны для воспитателя слова Квинтилиана об учителе, о воспитании доброты, старательности, терпеливости, доброжелательности, бережливости: «Пусть учитель прежде всего вызовет в себе родительские чувства к своим воспитанникам и пусть постоянно представляет себя на месте тех лиц, которые вверяют ему своих детей. Пусть он сам не имеет пороков и не терпит их в других. Пусть суровость его не будет мрачной, а ласковость расслабленной, чтобы отсюда не возникла ненависть или презрение. Пусть будут продолжительные беседы о нравственном, добром, ибо чем чаще будет увещевание, тем реже будет нужда в наказаниях. Пусть учитель не будет раздражителен и в тоже время не потворствует тем, кто нуждается в исправлении. Пусть он будет прост в преподавании, терпелив в работе, более старателен, чем взыскателен. Пусть охотно отвечает спрашивающим и пусть задаёт вопросы молчаливым. На похвалу он пусть будет не слишком скуп, но не будет слишком расточителен, так как первое отнимает охоту к работе, а второе порождает беспечность».

В эколого-экономическом воспитании по Я. А. Коменскому большое значение имеет пример взрослого. Ребенок всегда кому-нибудь подражает, особенно это свойственно дошкольникам. Взрослому важно показать примеры доброго и заботливого отношения к детям, живым и неживым объектам природы.

Особенно ценные мысли по вопросу бережливого отношения к окружающему можно найти в Поучении Владимира Мономаха детям (конец ХI — начало ХII в.): «Куда бы вы не держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни садам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам не пришел, простолюдин или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком то пищей и питьем; ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым или злым».

Е. Архипова


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх