Движение и зрение

Значение физического воспитания для ребёнка бесспорно. Физическая культура — одно из условий гармоничного развития личности. Возможность осуществлять основные социальные функции во многом определяется сформированностью навыков регуляции двигательного поведения.

Двигательной активностью ребёнка следует управлять, создавая мотивацию к движениям. Ребёнок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познаёт мир. Задача руководителя физического воспитания — прививать любовь детей к активности, всячески её поощрять, добиваться высокой культуры движений, т.е. координации, скорости, силы, ловкости, выносливости.

Отмечено, что при дефекте зрения рано возникают вторичные отклонения в физическом развитии и двигательной подготовке детей, отмечаются нарушения опорно-двигательного аппарата, снижение функционального состояния физиологических систем организма, ослабление познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), изменения в физическом развитии и развитии двигательных функций (нарушение координации, точности, быстроты), что искажает процесс социализации.

Базируясь на физиологические особенности, физическое воспитание детей со зрительной недостаточностью включает ряд задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития:

1-я группа — оздоровительные и образовательные задачи:

-всестороннее расширение функциональных возможностей организма: укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем;

-целенаправленное развитие комплекса двигательных качеств: ловкости, гибкости, скорости, силы и выносливости;

2-я группа — коррекция вторичных отклонений:

-коррекция состояния стопы и её функции;

-коррекция осанки;

-укрепление дыхательной системы;

-улучшение общей и посуставной подвижности.

3-я группа — активизация и стимуляция зрительных функций.

-повышение скорости зрительного восприятия;

-расслабление конвергенции (разведения зрительных полей при сходящемся косоглазии);

-развитие глубинного зрения;

-развитие прослеживающих функций глаз;

-развитие бинокулярного зрения (развитие глазомера);

-развитие пространственной ориентировки.

Для реализации коррекционных задач по развитию физических качеств, пространственной ориентировки, зрительных функций в оформлении потолка и стен используются цветовые полосы. Их наличие позволяет значительно разнообразить работу с детьми. Помещение зала оформляется так, чтобы ребёнок мог легко направить зрительное внимание на то пространство, которое выделено тем или иным цветом, войти в него и выполнить определённое задание (игра «Кто первый?», «Выполни правильно»); направить зрительное восприятие вдаль и нацелить его восприятие на выделение, обобщение отдельных частей (игра «Меткий стрелок», «Забрось шишку»). Опыт работы позволяет отметить, что коррекционная направленность физкультурных занятий выражается в применении в нём специальных приёмов, способов, технических средств и оформления, действующих в рамках образовательного процесса и нацеленных на исправление вторичных отклонений, развитие зрительно-двигательной, пространственной ориентировки, а также эффективное усвоение учебного материала.

На наш взгляд, для детей с нарушением зрения целесообразно использовать игры и упражнения, направленные на развитие основных двигательных качеств и зрительных функций.

  • Повышение скорости зрительного восприятия:

-подбросить мяч вверх и словить его; с хлопками; в разном исходном положении;

-метание мяча в указанном направлении;

-бросание и ловля мяча при медленной ходьбе прямо, боком;

-игры «Дартс», «Мини-баскетбол», «Кольцеброс».

  • Развитие послеживающих функций глаз:

-катание мяча по поверхности тела;

-вращение мяча на полу;

— прокатывание мяча разного диаметра по ограниченной поверхности, в указанном направлении;

-дыхательная гимнастика с предметом;

-игры «Проследи за самолётиком», «Серсо», «Лабиринт».

  • Развитие глубинного зрения:

-метание мячей разного диаметра в вертикальную, горизонтальную цель;

-игры «Мяч между кубиками», «Набрось обруч», «Закати мяч».

  • Развитие пространственной ориентировки:

-нахождение предмета по словесному описанию;

-виды ходьбы, бега по разметкам;

— нахождение предмета по плану;

-ориентировка на себе;

-преодоление полосы препятствий по словесной инструкции.

  • Тренировка статического равновесия:

-стойка на носках с разным положением рук;

-стойка на одной ноге с различным положением свободной ноги;

-удержание предметов (палки, мяча, кегли) на раскрытой ладони;

-приседание с разным положением рук;

-игры «Кто дольше?», «Удержись», «Положи-подними».

  • Тренировка динамического равновесия:

-ходьба на носках, вперёд-назад, с поворотом на 180, 360 градусов;

-ходьба по линии с разным положением рук, приставным шагом;

-ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, гимнастической палкой на вытянутой руке;

-перешагивание через предметы.

  • Развитие бинокулярного зрения:

-метание мяча (различных предметов) вдаль, в указанном направлении, в движущуюся цель;

-настольный футбол, баскетбол;

-следить за движением пальца во всех направлениях при неподвижной голове.

Рекомендации по организации двигательного режима дошкольников с нарушением зрения

На физкультурных занятиях важно:

-существлять индивидуальный подход с учётом зрительной патологии

-исключить акробатические упражнения, поднятие тяжести, бег на ускорение;

-ограничить отдельные виды движений (прыжки в длину, высоту) по согласованию с врачом-офтальмологом;

-уменьшить дозировку в подвижных играх, упражнениях с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми с нарушением зрения является зрительная гимнастика, которая проводится в течение 3—5 мин.

При выполнении различных заданий, упражнений дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше согласно зрительной патологии.

Е. Изотова


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх