Физическая подготовленность и двигательная активность детей-дошкольников

Под физической подготовленностью детей понимают степень сформированности навыков основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье) и уровень формирования физических качеств.

Физическая подготовленность и двигательная активность дошкольниковДиагностика физической подготовленности проводится в сентябре и мае руководителем физического воспитания совместно с воспитателем и медицинским персоналом детского сада. Лучше всего проводить исследования на физкультурных занятиях после легкой разминки.

Дети, которые в момент обследования не посещали детский сад, проходят тестирование в свободное время индивидуально. Все полученные показатели заносятся в индивидуальную диагностическую карту здоровья, физического. Такую карту заводят при поступлении ребенка в детский сад. Во время каждого обследования она пополняется новыми сведениями. Уровень физической подготовленности определяется во второй младшей группе в конце года (май).

Физические качества (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость) определяются по следующим тестам.

Быстрота — способность выполнять максимальное число двигательных действий в минимальный срок. Она определяется скоростью двигательной реакции и отдельных двигательных движений, частотой неоднократно повторяющихся двигательных действий. Для определения быстроты используют тест — бег 10 м. На дистанции 30 м выделяют средний 10-метровый отрезок. Ребенок бежит с максимальной скоростью 30-метровую дистанцию. Руководитель физического воспитания фиксирует время, за которое ребенок пробегает серединную (10-метровую) часть дистанции. Перед началом тестирования детей, которые примерно равны по силам, объединяют в пары.

Скоростная выносливость измеряется с использованием бега на 30 м. Во избежание столкновения детей во время бега на 30-метровом отрезке должны быть беговые дорожки. Желательно распределять детей по парам. Сигналом к началу бега служат звуковые и зрительные ориентиры. По команде «внимание» дети становятся на линию финиша. Руководитель физического воспитания поднимает флажок вверх, затем дает команду «марш», одновременно опуская флажок и включая секундомер.

Сила — это способность в процессе двигательного действия преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Сила мышц кистей обеих рук измеряется при помощи ручного детского динамометра. До начала обследованием необходимо рассказать детям, как пользоваться прибором. Во время обследования ребенок должен занять исходное положение (стоя, руки опущены). Ему предлагают взять в руки динамометр, отвести руку в сторону и сильно сжать прибор. Каждому ребенку дают три попытки, лучший результат регистрируют.

Сила мышц спины измеряется становым детским динамометром. При измерении предоставляют две попытки. В протокол заносят результаты двух попыток, обрабатывается лучший результат.

Скоростно-силовые качества мышц нижних конечностей определяют по прыжку в длину с места. Прыжок выполняется на взрыхленный грунт. Перед началом тестирования руководитель физического воспитания объясняет задание, показывает детям, как они должны приготовиться к прыжку. Длину прыжка измеряют с точностью до 1 см. Даются две-три попытки, в протокол записывают лучший результат.

Сила мышц верхних конечностей определяется по результату метания мешочка массой 200 г. Результат здесь во многом зависит от техники выполнения упражнения: исходное положение (И. п.) — вполоборота по направлению метания; перенести центр тяжести на сзади стоящую ногу во время замаха; выполнить замах с последующим броском предмета. Каждой рукой нужно выполнить три попытки. В протоколе фиксируется лучший результат.

Скоростно-силовые качества плечевого пояса определяются при помощи теста бросок мяча массой 1 кг из положения сидя. Ребенок сидит спиной к линии, начерченной на полу, чтобы спина находилась перпендикулярно этой линии. Нужно выполнить бросок набивного мяча массой 1 кг вперед из положения спина прямая, ноги разведены в стороны, мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает два броска, учитывается лучший результат.

Ловкость — это способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно изменяющейся обстановкой. Это качество развивается благодаря пластичности нервной системы. Ловкость определяется временем, за которое ребенок пробегает 10-метровый отрезок, где находятся 10 кеглей. Их нужно обогнуть одну справа, другую — слева, т. е. «змейкой».

Выносливость — умение противостоять утомлению в процессе длительного выполнения какой-либо деятельности. Это определяется с помощью теста бег на расстояние, который проводится на физкультурной площадке по беговой дорожке (длина ее известна заранее). Дети бегут группами (5 — 10 человек) в среднем темпе, который задает руководитель физического воспитания или воспитатель. Ребенок бежит до того момента, пока не устанет. Как только он перейдет на ходьбу, фиксируется время бега и определяется длина дистанции: количество полных кругов, которые пробежал ребенок, умножают на длину круга и прибавляют длину неполного круга, на котором он остановился. Для удобства расчета каждый пробегаемый полный круг рекомендуется фиксировать в протоколе условным знаком (чертой, крестиком и т. д.).

Гибкость — способность выполнять движения с наибольшей амплитудой, которая характеризует степень подвижности в суставах и позвоночнике. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок. В практике физического воспитания дошкольников для измерения гибкости используется тест наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке. Ребенок наклоняется как можно ниже, не сгибая колен, стараясь (ближе к полу) коснуться установленной перпендикулярно полу линейки. Нулевое деление сантиметровой линейки находится у поверхности скамейки. Фиксируется цифра, которой коснулся пальцами ребенок.

Статическое равновесие. Функция равновесия определяется продолжительностью удержания следующей позы: стоя на одной ноге, руки на поясе, вторая нога опирается на голень опорной. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Потерей равновесия считается опора на обе ноги или перемещение опорной.

Оптимальная двигательная активность ребенка является важнейшим условием формирования и поддержания здоровья, хорошего физического развития, функциональной и двигательной подготовленности. Объем двигательной активности оценивается в условных шагах. При 9-часовом пребывании в детском саду он составляет в среднем: для 2-летних детей — 5,5 —б тыс. шагов; для 3-летних — 9—10; для 4-летних — 11 — 14; для 5 — 6-летних — 14 —18 тыс. шагов.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх