Физкультурные занятия в первой младшей группе: методика и практика

Физкультурные занятия в первой младшей группе проводятся 2 раза в неделю и являются

основной формой организованного обучения детей физическим упражнениям в процессе физического воспитания. В свою очередь, форма физического воспитания — это определённым образом организованная система использования средств и методов, направленная на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач [В.Н. Шебеко. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. Пособие.]. Следовательно, содержание физкультурного занятия включает:

— средства физического воспитания, а именно физические упражнения и подвижные игры, подобранные на основе комплекса задач занятия;

— методы и приёмы обучения детей физическим упражнениям, к которым относятся игровой метод и метод целостного разучивания двигательного действия;

— способы организации двигательной деятельности на занятии (фронтальный, поточный, посменный, индивидуальный).

Взаимосвязанное и последовательное распределение во времени всех элементов содержания физкультурного занятия отражается в его структуре, объединяющей вводную, основную и заключительную части.

Вводная часть физкультурного занятия в первой младшей группе направлена на повышение эмоционального состояния детей, активизацию их внимания, адаптацию организма к увеличению физической нагрузки. В её содержание включаются разновидности ходьбы, передвижений, бега или подвижные игры с элементами этих видов движений, упражнения корригирующего характера, например, на укрепление мышц стопы и дыхательной мускулатуры. Увлечь детей, позитивно настроить их на предстоящую двигательную деятельность помогает творческое использование педагогом разнообразных игровых методов и приёмов.

Например, дети не просто шагают в колонне за педагогом, а идут по «лесной тропинке», перешагивают через препятствия. Затем они увидели лесных птиц и «летают» с ними на поляне, выполняя беговые упражнения, а когда «птицы» устали — они подышали свежим лесным воздухом, взмахивая крыльями вверх-вниз и т.д.

Заканчивается вводная часть построением в круг или свободным построением по ориентирам для выполнения комплекса общеразвивающих упражнений.

В основной части комплексно решаются оздоровительные, образовательные, и воспитательные задачи занятия: совершенствование физиологических функций, укрепление разных мышечных групп, обучение новым видам движений, закрепление и совершенствование разученных ранее физических упражнений, воспитание личности ребёнка (формирование самосознания, положительных черт характера, гуманных взаимоотношений со сверстниками и др.).

В начале основной части выполняются ОРУ, которые следует связать организационно и методически с дальнейшим ходом занятия. Например, после выполнения комплекса упражнений с малыми мячами или мешочками целесообразно обучать метанию на дальность и в цель; после ОРУ с мячами среднего диаметра — прокатыванию, перебрасыванию мячей; после ОРУ на стульях, кубах — упражнениям в равновесии, перешагивании, ползании и др.

Освоение основных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания) строится на базе накопления и обогащения двигательного опыта детей. На занятии они могут разучивать какой-либо вид движений, закреплять или совершенствовать усвоенные ранее двигательные действия. Регламентировать количество основных видов движений, например, рекомендовать, чтобы на занятии в обязательном порядке один вид движений разучивался, а другой закреплялся или совершенствовался, было бы неправильно. Количество основных видов движений, включённых в содержание конкретного занятия, педагог определяет в зависимости от физической подготовленности и двигательного опыта воспитанников, этапа обучения физическим упражнениям, собственных профессиональных знаний, умений и опыта.

Большое значение при обучении движениям имеет использование игровых приёмов (имитация движений, образность, сюжетность заданий), а также метода целостного разучивания двигательного действия. Целостность восприятия требует от ребёнка раннего возраста фиксации его внимания на основных признаках упражнения. В этой связи объяснение и показ педагога происходят непосредственно в процессе выполнения упражнений детьми. Двигательные задания можно считать хорошо выполненными даже тогда, когда ребёнок проделывает их в соответствии с целевой установкой педагога и воспроизводит лишь существенные стороны движения. Отсутствие высокой точности и чёткости отдельных элементов движений в этом возрасте не является ошибкой.

Заканчивается основная часть, как правило, подвижной игрой высокой интенсивности. С целью качественного освоения разных видов физических упражнений и гармоничного развития всех мышечных групп рекомендуется не повторять в подвижной игре движения, которые дети выполняют в основной части занятия.

Заключительная часть занятия в первой младшей группе обеспечивает постепенное снижение эмоциональной и физической нагрузки. В её содержание включаются ходьба в спокойном темпе, динамические дыхательные упражнения, подвижные игры малой интенсивности. Подведение итогов занятия с детьми может проходить в рефлексивной форме. Например, педагог хвалит всех воспитанников и задаёт им следующие вопросы: «Вспомните, дети, что мы сегодня делали на занятии?», «В какую игру играли с мячами?», «Что мы делали с флажками?» и др. Такие методические приёмы не только нормализуют физическое состояние воспитанников, но и развивают их двигательную память, активизируют мыслительные процессы.

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации двигательной деятельности детей на занятии. Преимущественно используются следующие способы организации: фронтальный, поточный, посменный, индивидуальный.

Фронтальный способ предусматривает выполнение одного и того же задания всеми детьми одновременно. Он обеспечивает высокую моторную плотность занятия, формирует у воспитанников навыки коллективного взаимодействия, но вместе с тем неприемлем при недостаточном количестве спортивного инвентаря, например, мячей, обручей, мешочков и др.

Поточный способ основан на непрерывно-поточном выполнении нескольких двигательных заданий в прыжках, ползании, беге и др. (по очереди, друг за другом, в одном или двух потоках), которые могут быть объединены, например, в полосу препятствий. Поточный способ содействует воспитанию физических качеств и ориентирования в пространстве, однако непрерывная динамика двигательных действий не даёт возможность педагогу осуществить качественную оценку движения и исправить ошибки. Поэтому этот способ применяется преимущественно на этапе закрепления и совершенствования упражнений.

Посменный способ характеризует выполнение какого-либо задания посменно. Например, мальчики выполняют упражнения в бросании мяча через верёвку, а девочки в это время наблюдают и отдыхают. Низкая моторная плотность занятия при применении посменного способа компенсируется реализацией индивидуального подхода и возможностью отработки качества двигательного действия. Этот способ эффективен также для создания безопасных условий в подвижных играх, требующих ограниченного количества игроков.

Для индивидуального способа организации свойственно выполнение конкретного упражнения одним-тремя воспитанниками. Данный способ применяется, например, при обучении лазанью по гимнастической лестнице, ходьбе на лыжах, скольжению по ледяным дорожкам и др. Индивидуальный способ позволяет педагогу качественно обучить воспитанников сложно координационным видам движений, осуществить страховку, но в тоже время и значительно снижает моторную плотность занятия. Поэтому индивидуальный способ целесообразно сочетать с фронтальным и посменным. Например, педагог обучает двух-трёх детей лазанью, а остальные в это время самостоятельно играют с мячом, находясь в поле зрения. Затем педагог приглашает к себе других воспитанников и т.д.

Таким образом, методика проведения физкультурных занятий в первой младшей группе характеризуется спецификой использования средств, методов, методических приёмов, способов организации, направленных на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Н. Власенко


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх