Использование подвижных игр в физическом воспитании дошкольников

Исключительная роль игры в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения является общепризнанной. В научно-методической литературе и практике особо выделяется роль игры в качестве основной деятельности дошкольника. Игра выступает и как средство разностороннего развития ребёнка, и как форма организации жизни, и как метод обучения.

Исследователи, изучающие психологические особенности детей в интернатных учреждениях, указывают на ограниченность их игровых умений, что связывают с депривационными условиями жизнедеятельности. Не ставя под сомнение этот вывод, мы считаем, что одной из причин слабого развития игровых мотиваций детей является в том числе их низкая двигательная культура. Недостаточные двигательные умения и однообразие движений создают предпосылки к обеднению операционального состава игровой деятельности дошкольника и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками.

Имеется ряд исследований (Р.И. Жуковская, Н.С. Пантина, Д.Б. Эльконин), где особо подчёркивается существование связи разнообразия движений с игровой мотивацией, умением развивать сюжет игры и сохранять к ней интерес, особенно в младшем дошкольном возрасте. При выполнении ролевых правил ребёнку легче осознать и запомнить цель, соподчинять, контролировать и оценивать свои действия. Таким образом, игра не только способствует совершенствованию движений детей (что, несомненно, важно), но и выполняет функцию их социализации. Однако такая значимость может быть признана лишь при условии высокой мотивации и принятием её детьми. Воспитательная роль игр, обогащённых разнообразными движениями, повышается, если они становятся компонентом самостоятельной деятельности детей, что особенно важно в условиях интернатных учреждений.

Следует заметить, что в литературе обращается внимание на снижение интереса к подвижным играм и у детей в массовых дошкольных учреждениях. Это объясняется излишней заорганизованностью, когда игра из детской самостоятельной превращается в деятельность по указанию. Предлагается для инициации подвижных игр предоставлять детям больше свободы, а взрослым — чаще брать на себя роль партнёра, а не руководителя. По нашим наблюдениям, потребность детей-сирот в партнёрстве со взрослыми в условиях интернатного учреждения особенно высока. Учитывая этот факт и одновременно — ограниченные возможности в общении по семейному принципу, важно метод партнёрства определить как один из ведущих в развитии мотивации детей к играм и повышении эффективности подвижных игр в целом.

Одной из главных причин неумения детей, лишённых родительской опеки, играть является отсутствие у них необходимого социального опыта. В силу этого у них нет мотивации и потребностей в общении со сверстниками на основе совместных игр, а, значит, и необходимых организаторских способностей, умений экстраполировать «знаемое» в «самостоятельное». Очевидно, что сначала необходимо вызвать у детей стойкий интерес к играм, помочь им освоить некоторые игровые эталоны и этим обогатить игровой опыт.

Мы предполагаем, что игровую инициативу дошкольников можно повысить при соблюдении трёх основных условий: частого соприкосновения с играми в течение дня в разных видах и формах деятельности; разнообразия игр и внесения в них элементов новизны; участия взрослых в играх на правах партнёра.

Для эксперимента были отобраны разнообразные игры подвижного характера. Среди них определённое место заняли общеизвестные подвижные игры с движениями и правилами разной сложности. Кроме того, были разработаны подвижно-дидактические (обучающие) игры, главное назначение которых — научить детей осознавать количественную и качественную стороны движения, вызвать у них желание и потребность к состязанию, применяя при этом свой двигательный опыт. Использовались наиболее простые дидактические игры с движениями по ознакомлению с природой. Предусматривалась вариантность игр с использованием различных движений, спортивного инвентаря и атрибутики.

Игры подвижного характера включались в различные виды и формы детской деятельности. В течение дня проводилось 10—15 игр: на прогулках (по подгруппам 4—6 игр в день), на всех видах занятий (2—3 — на физкультурных, 1—2 — в качестве физкультминуток), в коррекционной работе (3—4 игры). Игры проводились только по желанию детей, поэтому обязательное требование к ним — их кратковременность, прекращение прежде, чем дети утратят к ним интерес. Такой подход позволяет сохранить мотивацию и побуждение детей к повторению игры.

Партнёрство в играх считалось обязательным, более того, взрослые иногда выполняли главную роль, демонстрируя эталон действий. Выступая в роли рядового участника игры, они могли оказаться среди выигравших или проигравших. Если они оставались руководителями игры, то в этом случае выбирали себе активных помощников (одного-двух), передавая им часть обязанностей (начертить необходимые линии, распределить роли, посчитать количество пойманных, подвести итоги игры и т.п.).

Для повышения у воспитанников интереса к подвижным играм в них вносили элементы сюжетно-ролевых игр. На основе таких комбинаций создавались сюжетно-игровые ситуации, которые представляли интеграцию различных видов игр, объединённых единым сюжетом. Рассмотрим их на примере игры «Соревнование на стадионе». Сюжет её заключается в том, что одни дети берут на себя роль спортсменов («выступают на стадионе») — проигрывают 2—3 подвижные игры, остальные участники — болельщики. Затем все «едут на поезде» на другой стадион, где свои игры представляют дети-болельщики. Было разработано и апробировано несколько сюжетно-игровых ситуаций. Наиболее интересными для детей оказались: «Путешествие на лошадях (на поезде, теплоходе)», «По речке на лодке (на плоту)», «Полёт на Луну», «Мы — туристы (альпинисты)», «Прогулка в лес (на луг, в поле)», «В гости к Деду Морозу». Отмечено, что после их проведения дети пытались повторять сюжетно-игровые ситуации в своей самостоятельной деятельности.

Игры разучивались предварительно, выбор их определялся воспитателями произвольно. Следует заметить, что при этом не наблюдалось высокого интереса детей к ним. Их поведение становилось совсем другим, когда они принимали на себя роли именно сюжетной игры и возникал элемент соперничества, соревнования. Последнее обстоятельство послужило поводом к проведению в детском доме «Праздника подвижной игры».

Среди игр подвижного характера значительное место заняли соревнования-тренинги («Попади в цель», «Поймай мяч» и др.). Вначале они проводились в паре «воспитатель-ребёнок». Затем педагог предлагал ребёнку выбрать себе партнёра из сверстников. Постепенно эти игры дети стали использовать самостоятельно. Они сами пытались менять не только роли, но и сюжетный рисунок, экстраполируя свой двигательный опыт в новые варианты действий.

Особо следует выделить индивидуальные тренинговые игры, используемые в коррекционной работе с детьми. Воспитатель в интересной форме предлагает ребёнку выполнить задания: прокатить мяч по скамейке не уронив его; отбить мяч от пола как можно большее число раз; научиться прыгать через скакалку разными способами и т.д. Ребёнок выбирает для себя определённую роль: ученика, который готовит домашнее задание по физкультуре; спортсмена или руководителя физического воспитания, воспитателя и т.д. Обязательным условием в руководстве игрой является создание благоприятного эмоционального фона — удивление и восхищение воспитателя («Как я рада, что у тебя получилось», «Научи этому движению кого-нибудь из детей» и т.д.), поддержка со стороны сверстников, сопереживание, восхищение и т.д.

Многократная, вариативная апробация различных игр дала основание сделать вывод о том, что включение в подвижные игры сюжетно-игровых ситуаций способствует повышению интереса детей к ним и эффективности их в целом. Значительное место в условиях детского дома должны занять тренинговые игры (парные и индивидуальные), а также праздники подвижной игры с элементами соревнований.

М. Дедулевич


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх