Оздоровительная физкультура для дошкольников

Основным средством оздоровительной физкультуры являются физические упражнения. Их выбор и методика применения, прежде всего, зависят от состояния здоровья детей. Так, абсолютно здоровым детям могут быть назначены разнообразные упражнения на тренировку дыхания, в равновесии и для формирования осанки.

Для детей с пограничными состояниями выбор нагрузок строго индивидуален и определяется характером предпатологии. При выборе нагрузок для больных детей учитываются диагноз, период заболевания и степень повреждения функции больного органа, т. е. его функциональная недостаточность.

В зависимости от выраженности симптомов и самочувствия больного в каждой болезни можно выделить три периода: острый, подострый и период выздоровления (ремиссии). Оздоровительная физкультура назначается только в период ремиссии, т. е. когда все признаки болезни или исчезли, или временно уменьшились.

Функциональная недостаточность отражает степень анатомического или функционального изменения поражённого органа, системы, ткани. Больной орган или система могут выполнять свою функцию только в том случае, если не разрушены их структура и связь с целостным организмом.

Различают три степени функциональной недостаточности (ФН): первую (симптомы болезни выявляются при непривычно больших нагрузках); вторую — (симптомы проявляются при выполнении привычных, повседневных нагрузок); третью — (симптомы болезни выявляются в состоянии покоя). Если у заболевшего функция больного органа не нарушена, это свидетельствует об отсутствии функциональной недостаточности. В этом случае может быть назначена оздоровительная физкультура.

Таким образом, при наличии заболевания оздоровительная физкультура назначается только в период ремиссии при полном сохранении функций поражённого органа. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают на организм ребёнка общеоздоравливающее действие, повышают его жизненную силу (тонус), расширяют функциональные резервы.

Однако в ряде случаев её общее действие может быть дополнено частным, лечебным, направленным на устранение какого-то дефекта в физическом развитии. Это осуществляется при введении в групповое занятие комплексов упражнений для конкретного ребёнка с целью устранения или уменьшения имеющегося дефекта. Такое сочетание группового занятия с индивидуально разработанными комплексами принято называть частной методикой оздоровительной физкультуры.

В качестве частных методик наиболее широко используются специально подобранные упражнения, регулирующие длину и массу тела, корригирующие дефекты осанки.

Они часто возникают из-за того, что неправильно спит. Поэтому нужно со всей ответственностью отнестись к выбору хорошей кровати для детей. Ведь ребенок проводит там около 10-ти часов в сутки. Когда ребенок спит, его организм отдыхает, набирается сил, у него формируется правильная осанка.

Назначению частной методики должны предшествовать определение индивидуальных показателей, сопоставление их со средневозрастными, а также консультация врача для уточнения причины дефекта.

Рост (длина тела) — важнейший показатель физического развития, регулируемый соматотропным гормоном гипофиза (СТГ) — гормоном роста. Особенно много СТГ выделяется в период 0—12 месяцев жизни ребёнка, за это время его рост увеличивается на 25 см и более. Значительно увеличивается длина тела в 4—7 лет. В этом возрасте выделяется много соматотропного гормона гипофиза, андрогенов, активно функционирует щитовидная железа, тело гармонично растёт в длину, развиваются органы и кроветворная ткань. Среднее увеличение длины тела на 4—5-м году жизни ребёнка составляет 4—6 см, на 6—7-м году — 8—10 см.

При адекватных (соответствующих) нагрузках рост ребёнка увеличивается от года к году. Особенно полезны умеренные по величине и интенсивности нагрузки, упражнения на растягивание (висы на перекладине), упражнения в расслаблении и на формирование осанки, прыжки, подскоки, наклоны вперёд и в сторону, элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол), плавание. Эти упражнения раздражают зоны роста, стимулируют обмен веществ, устраняют сутулость, способствуют растяжению позвоночника.

Сравнивая индивидуальные и средневозрастные значения, можно подобрать упражнения, повышающие или снижающие массу тела. Так, при алиментарной гипотрофии 1-й и в начале 2-й степени упражнения должны быть направлены на повышение эмоционального тонуса (игры, игровые и соревновательные ситуации, эстафеты). Ребёнок должен быть одет в тёплый костюм.

При увеличении массы тела (ожирение  1-й и 2-й степени) показаны упражнения для крупных мышечных групп спины, грудной клетки, плечевого пояса, брюшного пресса, нижних конечностей.

При функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата используется метод коррекции. Чаще он применяется при патологии развития позвоночника и грудной клетки. При этом назначаются корригирующие упражнения: симметричные, асимметричные, для подвздошно-крестцовых мышц, в равновесии на полу и на гимнастической скамейке, в расслаблении (махи, покачивания, потряхивания), в растягивании (движения с большой амплитудой, повороты, упражнения с предметами), повышающие подвижность позвоночника (ползание, лазанье, висы), для формирования мышечного корсета и закрепления навыка правильной осанки (включение сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, проприорецепторов), общеразвивающие упражнения с мячом.

Т. Логвина


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх