Прогулки-походы с детьми в условиях детского дома

Отбирая формы физкультурной работы с детьми, обратим внимание на те, которые способствуют расширению «психологического и физического пространства». Одним из необходимых моментов в воспитательной работе интернатного учреждения, по мнению психологов, являются мероприятия по преодолению так называемого «замкнутого кольца», «забора».

Выход за территорию постоянного проживания, особенно на природу, межличностные контакты за пределами дошкольного учреждения способствуют расширению социальных представлений об окружающем, дают «пищу» ролевой игре детей. На природе у ребёнка появляется возможность разнообразить и совершенствовать свои движения, побыть «наедине с собой». Эти задачи можно реализовать через прогулки-походы, являющиеся начальной формой туризма. Объединяя мир природы и мир движений, они могут стать мощным компенсаторным средством, с помощью которого, в определённой степени, можно снизить влияние различных видов депривации: двигательной, эмоциональной, социальной.

При организации прогулок-походов с детьми в детском доме возникает ряд вопросов: как вписать в распорядок дня эти мероприятия, требующие специального времени и подготовки; какой должна быть продолжительность прогулок, их содержание, физические и эмоциональные нагрузки; наконец, как обеспечить их оптимальное воздействие на психофизическое и социальное развитие детей.

В течение нескольких лет нами велись поиски содержания и методики организации таких прогулок-походов, которые рассматривались как самостоятельная форма физкультурной работы и проводились, в основном, в зоне расположения детского дома — лесопарке. Приобретённый опыт позволил выделить некоторые принципиально важные методические аспекты их проведения.

В прогулках-походах важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учётом здоровья и двигательной подготовленности воспитанников.

Следует учесть, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием и продолжительностью пути. Большое значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, частота и продолжительность отдыха, включение интенсивных движений (бег, прыжки и т.д.). Поэтому один и тот же маршрут может обеспечить разный уровень нагрузки.

Одной из задач прогулок-походов является совершенствование движений в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта.

Во время этих мероприятий необходимо предоставить детям возможность полной свободы движений. Уж если им посчастливилось оказаться в лесу, то пусть они взбираются на деревья, проверяя свою ловкость, крепость рук; состязаются в быстроте, силе, выносливости; достают высоко расположенную ветку, подпрыгнув с места или с разбега; перепрыгивают через канавку; бросают шишки, жёлуди, снежки в дерево, пень или как можно дальше. От взрослых требуется лишь одно — надёжная страховка.

Однако определённая программа в развитии движений всё-таки необходима, так как важно обеспечить взаимосвязь обучения движениям на физкультурных занятиях и использования их детьми в самостоятельной деятельности. Планируя поход, вполне возможно запрограммировать разные виды движений: пройти в приседе под ветками деревьев, сбежать с горки, преодолеть препятствия, встречающиеся на пути и пр. Таким образом, в каждом походе предусматриваются определённые движения для разучивания, закрепления и совершенствования, детям предоставляется также возможность для свободной двигательной деятельности.

Прогулки-походы с дошкольниками непродолжительны, маршруты не отличаются сложностью, однако и для них нужна специальная экипировка. Рюкзачок за спиной, мягкие кроссовки на ногах, туристская шапочка создают хороший психологический настрой, вносят элемент романтики, без которой поход — не поход. Лёгкая палатка или тент спасут от неожиданного дождя, ветра, зноя. Всё это необходимо подготовить заранее с расчётом на всех ребят; определить место хранения; уточнить обязанности взрослых по ремонту, гигиенической обработке снаряжения.

Поход с детьми на природу требует тщательной подготовки, соблюдения техники безопасности. Прежде всего, проверяется запрограммированный маршрут. Руководитель накануне похода обследует дорогу, места стоянок и игр, измеряет расстояние, время движения. Предусматриваются все мелочи: сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; целесообразность движений на тех или иных участках дороги с учётом естественных препятствий.

Группу из 10–15 детей сопровождают не менее чем двое взрослых. Обязательный атрибут — медицинская аптечка. Воспитатели должны уметь оказывать первую помощь при непредвиденных обстоятельствах.

Хорошее настроение каждого ребёнка, общий успех прогулки во многом зависят от соблюдения определённых правил:

  • в черте города и на шоссе дети идут в парах, строго соблюдая правила дорожного движения, а на лугу, лесной дороге и пр. — свободно, группируясь по своему желанию;
  • менее подготовленные дети и те, кто легко отвлекается, идут впереди; труднопроходимые участки (густой кустарник, низко расположенные ветки деревьев) преодолеваются в построении друг за другом на расстоянии 1 м, впереди идущий предупреждает об опасности (скрытые препятствия, возможный удар веткой);
  • взрослые идут так, чтобы всех детей держать в поле зрения. Если часть их ушла вперёд, подаётся заранее оговорённый сигнал к остановке (например, свисток), по которому они должны быстро собраться;
  • на месте стоянки необходимо периодически собирать ребят вместе (по определённому сигналу), чтобы проверить их самочувствие, настроение;
  • дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых: нельзя без разрешения выходить за ограничительные ориентиры, срывать растения, ягоды, грибы; всегда следует помнить о тех, кто рядом, оказывать в случае необходимости помощь, сообщать старшим обо всех непредвиденных обстоятельствах.

Для закрепления впечатлений о походе полезно собирать «дары природы» (жёлуди, каштаны, шишки, веточки), которые в дальнейшем могут быть использованы в изобразительной деятельности, для украшения помещения групповой комнаты, в играх и учебном процессе, изготовлении поделок.

Необходима оценка результативности каждой прогулки-похода. Это поможет увидеть все плюсы и минусы организации путешествий в природу в целом и способствовать их совершенствованию. Что принять за критерии оценки? Прежде всего, настроение и самочувствие детей. Далее важно с какими впечатлениями дети вернулись из похода. Если они обсуждают между собой увиденное, бережно сохраняют принесённые «дары», значит, прогулка удалась.

Самостоятельные игры детей — один из самых главных показателей яркости их впечатлений. Задача педагога — не только заметить их, но и закрепить, развить; вспомнить игры, стихи, загадки, наиболее интересные моменты похода; использовать в играх всё принесённое с собой.

Необходимо оценить двигательные умения детей, то, как удаётся тому или иному ребёнку использовать знакомые движения в необычной обстановке природных условий.

Таким образом, прогулки-походы заслуживают самого пристального внимания. Они должны быть включены в систему физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном детском доме и стать частью «образа жизни» ребёнка, лишённого семьи.

М. Дедулевич


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх