Самоанализ физкультурного занятия в старшей группе «Нет слабых среди нас!»

Уважаемые коллеги, вы посмотрели физкультурное занятие с элементами круговой тренировки для детей старшего дошкольного возраста «Нет слабых среди нас!».

По состоянию здоровья два ребёнка, присутствующих на занятии, относятся к ослабленной группе по физкультуре, остальные дети — к основной группе. Диагностика физической подготовленности показала высокий уровень развития психофизических качеств у 56% дошкольников, из которых 25% имеют признаки моторной одарённости. Вместе с тем, у 28% детей этой группы выявлено нарушение осанки. Эта проблема, безусловно, учитывалась при планировании содержания данного занятия.

В программно-нормативных документах дошкольного образования обращается внимание на то, что эффективность физического воспитания детей дошкольного возраста должна обеспечиваться не растущими объёмами нагрузок, а постоянно увеличивающимся разнообразием применяемых педагогических средств, форм и методов работы. Поэтому использование круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста является немаловажным условием результативности этого процесса.

При проведении физкультурного занятия «Нет слабых среди нас!» решался комплекс следующих задач.

  • Первая задача (оздоровительная) — укреплять мышечный корсет.

Мышечный корсет — это естественный тонус мышц туловища, обеспечивающий устойчивость позвоночника и его правильное положение. Мышечный корсет снижает нагрузку на позвоночник, беря часть её на себя, сохраняет расстояние между позвонками, предотвращая их защемление.

Укрепление мышечного корсета — необходимое условие формирования правильной осанки у дошкольников и коррекции имеющихся отклонений. Для решения этой задачи применялись специальные упражнения, которые тренируют наружные и глубокие мышцы корпуса, а также упражнения, воздействующие на мелкие мышцы, окружающие позвоночник. Большая часть двигательных заданий в основной части занятия была направлена на решение этой задачи: ОРУ с набивным мешочком, упражнения на станциях круговой тренировки (лазание по канату, упражнение «Колечко», прокатывание роллера, вращение обруча на поясе). Подбор упражнений соответствовал индивидуальным и возрастным возможностям дошкольников, оптимальная дозировка движений в сочетании с технически правильным выполнением должны оказать на их организм оздоровительное, общеукрепляющее и корригирующее воздействие.

  • Вторая задача (образовательная) — совершенствовать силовые способности. Силовые возможности детей выражаются в способности преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. При естественном возрастном развитии дошкольников, как правило, слабо развиты мышцы рук и плечевого пояса, сгибателей туловища, бедра, голени. Поэтому в процессе занятия большое внимание было уделено укреплению более слабых групп мышц плечевого пояса, а также мышечных групп всего двигательного аппарата детей. Комплекс круговой тренировки составлялся так, чтобы попеременно нагружать все главные группы мышц. При этом некоторые упражнения носили характер общего воздействия (вращение обруча на поясе, приседания с гантелью), другие были направлены на развитие определённой группы мышц (лазание по канату, подбрасывание набивного мяча, прокатывание роллера), а третьи — на увеличение подвижности суставов и позвоночника (продольные и поперечные шпагаты, упражнение «Кольцо»).

Чередование разных по интенсивности и сложности силовых упражнений, адекватные возможностям детей отягощения, рациональное сочетание нагрузки и отдыха совершенствовали силовые способности дошкольников.

  • Третья задача (воспитательная) — воспитывать самостоятельность и организованность. В процессе занятия дети участвовали в расстановке физкультурного оборудования, убирали пособия и инвентарь на место, что способствовало проявлению их организованности. Частая смена видов деятельности также организовывала дошкольников, концентрировала их внимание на технике двигательных действий. Знакомые физические упражнения на большинстве станций круговой тренировки дети выполняли без прямого контроля с моей стороны, что развивало у них самостоятельность в использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку.

Все вышеперечисленные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решались в единстве. Например, укрепление мышечного корсета детей тесно связано с воспитанием у них силовых способностей, а воспитание силовых способностей методом круговой тренировки, в свою очередь, формирует у дошкольников самостоятельность и организованность. Следует подчеркнуть, что решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий (оптимизация и индивидуализация двигательной активности и физических нагрузок).

На занятии дети выполняли преимущественно знакомые физические упражнения. Поэтому основной применяемый метод обучения — словесный. Характерной чертой детей старшего дошкольного возраста является переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Такие приёмы словесного метода, как краткое описание, объяснение физических упражнений, а также пояснения, указания, команды, распоряжения, сигналы, активизировали сознание детей, способствовали осмыслению поставленных задач. Использование гимнастической терминологии сокращало время на объяснение упражнений, увеличивая тем самым моторную плотность занятия.

Способы организации детей на занятии (фронтальный и групповой) также обеспечили высокую моторную плотность. В круговой тренировке групповой способ организации двигательной деятельности основан на принципе формирования малых групп — от двух до четырёх детей. При формировании пар на этом занятии учитывались состояние здоровья и уровень физической подготовленности дошкольников. К паре ослабленных детей применялся индивидуальный подход, который выражался в постоянном наблюдении за их состоянием, контролем внешних и внутренних признаков утомления и, при необходимости, коррекцией объёма и интенсивности физических упражнений. Более подготовленные дети в паре с менее подготовленными сверстниками проявляли такие положительные качества, как взаимопомощь, товарищество, отзывчивость.

В организационных моментах хочется отметить работу воспитателя, который на занятии оказывал детям помощь и поддержку, а на одной из станций круговой тренировки осуществлял страховку.

Считаю, что задачи, поставленные на этом физкультурном занятии, в целом решены. В дальнейшем следует разработать комплексы круговой тренировки, направленные на воспитание быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, и использовать их в системе физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

P.S. И в заключение, хотелось бы дать несколько полезных советов по развитию навыков проведения самоанализа у педагогов дошкольных учреждений, заинтересованным в этом специалистам (руководящим работникам дошкольных учреждений, методистам, преподавателям системы повышения квалификации и др.):

  • пропагандировать и разъяснять педагогам важность самоанализа и методику его осуществления;
  • обязательно включать самоанализ в процедуру посещения и анализа как открытых, так и рабочих занятий;
  • отмечать лучшие образцы самоанализа и передавать их молодым специалистам;
  • занимать в ходе проведения самоанализа позицию открытого, эмпатического и активного восприятия, быть готовым к вынесению корректных оценочных суждений в адрес автора занятия.

Н. Власенко


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх