Азбучные правила дошкольной педагогики

От уровня образованности и культуры человека, здоровья зависит и его положение в обществе. Будущее детей волнует всех. Какими они встретят начало ХХI века? Какими придут во взрослую жизнь? И в этой связи все большую актуальность приобретают проблемы дошкольного воспитания. Среди них, пожалуй, одна из самых важных и волнующих — когда отдавать ребёнка в школу?

Одинаковый для всех детей возраст поступления в школу у нас впервые был установлен после революции 1917 года. Школьный возраст тогда начинался с восьми лет. После этого ещё дважды его понижали: сначала до семи лет (в годы Великой Отечественной войны), а затем — и до шести лет (в 80 — 90-е годы).

Однако, уже в ХIХ веке Е.О.Гугель, В.Ф.Одоевский и К.Д.Ушинский давали ответы на вопросы о времени начала систематического обучения в школе. Связано это было не только с проведением ряда прогрессивных реформ системы образования, но и с обострением интереса к дошкольному возрасту, появлением первых учреждений по общественному дошкольному воспитанию сначала в Западной Европе, а затем и в России.

Егор Осипович Гугель (1804 — 1841) свою педагогическую деятельность начал девятнадцатилетним юношей в Санкт-Петербургском пансионе пастора фон Муральда, ученика И.Г.Песталоцци. Семь последующих лет он преподавал разные предметы, работал в качестве гувернёра, а затем и инспектора классов.

Инспектором классов Гатчинского Воспитательного дома Е.О.Гугель стал в 1830 году. Тогда это было огромное воспитательное заведение, в котором находилось до 1200 детей обоего пола и всех возрастов. Во времена Гугеля это учреждение постоянно преобразовывали (сначала оставили в нем только мальчиков, потом превратили в среднее учебное заведение с усиленным гимназическим курсом и профессиональной педагогической подготовкой, затем реорганизовали в Гатчинский Сиротский институт).

До середины тридцатых годов деятельная натура Гугеля позволила ему сделать многое: издать ряд работ по методике начального обучения, совместно с П.С.Гурьевым и А.Г.Ободовским положить начало педагогической журналистике изданием «Педагогического журнала», вместе с П.С.Гурьевым открыть первую в России «Школу для малолетних детей».

Убежденность в том, что раннее, продуманное воспитание является залогом для всего последующего образования, привела к разработке проекта организации подобного учреждения для дошкольников. Решение начальства было оригинальным — ему не запрещалось организовать такую школу, но только за свой счет.

И в 1832 году Е.О.Гугель предложил своему коллеге, П.С.Гурьеву, на общих с ним издержках, учредить школу для малолетних детей, принадлежавших Гатчинскому Воспитательному дому и до этого времени живших в семьях городских обывателей. Для неё были отобраны десять мальчиков 4 — 6 лет (позже были даже и трёхлетние дети).

Главная цель этого учреждения — «дать правильное направление развитию их способностей, сколько наука о воспитании дозволяла». По свидетельству очевидцев, дети очень быстро стали меняться в лучшую сторону, и руководители Воспитательного дома поручили Е.О.Гугелю разработку проекта школы для малолетних, рассчитанной на 100 учеников.

Проект предусматривал создание школы с двумя отделениями: для детей 4 — 6 лет и 6 — 8 лет (некоторые дети могли оставаться в ней и дольше — до 9 — 10 лет). В разработке этого проекта, конечно, заметно влияние идей И.Г.Песталоцци, но вместе с тем и сам Е.О.Гугель внес определённый вклад, прежде всего в содержание и методы умственного воспитания дошкольников, позволяющие лучше готовить их к систематическому обучению в школе.

Выдвижение и обоснование идеи необходимости предварительной подготовки детей к школе, первая попытка её практической реализации в масштабах одного воспитательного учреждения — основная заслуга Е.О.Гугеля.

В.Ф.Одоевский был организатором детских приютов, руководителем «Общества детских приютов» и «Общества посещения бедных» в Санкт-Петербурге.

Именно В.Ф.Одоевским вновь будут подняты вопросы о значении дошкольного возраста, о времени начала, сущности и цели подготовительного обучения. По его мнению, возраст от 5 до 10 лет является важнейшим для первоначального воспитания и обучения, а период от 6 до 10 лет он считал подготовительным к систематическому школьному обучению.

В.Ф.Одоевский выступал против двух крайностей — слишком раннего систематического предметного обучения и «забавляющей педагогики», стремящейся превратить науку в забаву.

Для него главная задача первоначального обучения — привить детям способность самим доходить до знаний, а также научить их умению учиться. Решение этих задач В.Ф.Одоевский считал настолько важным, что был убеждён в необходимости прохождения подобного курса (хотя бы в сокращённом виде) в первых классах с теми детьми, которые не прошли его до школы. Иначе они просто не будут подготовлены к школе.

К.Д.Ушинский одним из первых он дал ответ на ряд вопросов зарождающейся дошкольной педагогики — её взаимосвязи и отличии от дошкольного обучения.

Считая обучение «сильным воспитательным средством», «могущественным органом» воспитания, он разделял его на систематическое (методическое) и подготовительное. Систематическое обучение начинается с начального, в котором тоже выделяются два этапа — старшие и младшие классы. Первые два года начального обучения он называл первоначальным.

Если ребёнок начинает школьное обучение «раньше, чем он созрел для учения», то приходится с огромным трудом добиваться нужного результата. Эти трудности не проходят бесследно, они могут подорвать в ребёнке уверенность в собственных силах, так необходимую для любого дела, а это, в свою очередь, отрицательно скажется на обучении.

В России в то время не было системы всеобщего, а тем более обязательного начального обучения и, следовательно, одинакового, установленного для всех детей времени его начала. Все зависело прежде всего от материальных возможностей родителей и тех условий, в которых жили семьи.

В помощь матерям, которые занимаются с детьми дома, К.Д.Ушинский написал «Родное слово» и «Руководство для преподавания по «Родному слову» (годы первый, второй и третий), где изложил свои советы по подготовительному обучению.

Пять лет К.Д.Ушинский провел в Швейцарии; побывал он и в Германии, в которой обучение детей начиналось с 5 — 6-летнего возраста.

Что же советует К.Д.Ушинский? В процессе подготовительного обучения можно сделать вывод о возможности перехода 6-летнего ребёнка к методическому школьному обучению на основании некоторых критериев готовности. Такими он считал прежде всего уровень развития речи, внимания, подготовленность руки к письму, интерес к занятиям, физическое здоровье ребёнка.

Об уровне развития речи К.Д.Ушинский советовал судить по умению выражать свои мысли, пользуясь достаточным запасом слов, «выражаться не отрывистыми словами, а полными предложениями», говорить связно и понятно. О развитости внимания — по способности сосредоточивать его на одном предмете, слушать, не отвлекаясь.

Вопрос о времени зачисления в школу или о продлении подготовительного обучения должен решаться не автоматически, а индивидуально, на основе изучения уровня подготовленности к школе каждого ребёнка.

И, наконец, «азбучное правило всякой здравой педагогики — воспитание и учение должны быть соединены в одних и тех же лицах», и, чем младше ребёнок, тем важнее это правило.

О. Анищенко


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх