Дорос ли ваш ребёнок до школы?

Личностная готовность к школе

Подготовка к школьному обучению – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка, следовательно, и реализация этой задачи должна осуществляться в соответствующем ключе.

Личностная готовность к школеКонечно же, важно, чтобы ребёнок пошёл в школу физически крепким, здоровым. Как на тревожный сигнал медики указывают на то, что больной ребёнок усваивает программу за счёт «сверхнапряжений», перегрузок, которые впоследствии самым негативным образом сказываются не только на физическом здоровье, но и на психическом здоровье ребёнка. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Уверенными, ловкими и достаточно разнообразными должны быть их движения.

Однако, когда речь идёт о подготовке детей к школе, в первую очередь необходимо серьёзно позаботиться о психологической готовности.

Требования, которые предъявляет к ребёнку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в д\с и дома. Они связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребёнка, с тем новым местом, которое он начал занимать в обществе с поступлением в школу, а также с особенностями учебной деятельности как главной в младшем школьном возрасте.

Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным, должен уметь управлять своим поведением, должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми. В противном случае дошкольная линия развития тормозиться, а школьная не может полноценно начаться. Неготовность ребёнка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьной дезадаптации и неврозах, повышенной школьной тревожности.

Следовательно, очень важно, чтобы, вступая на порог школы, ребёнок был готов к принятию новой единой социальной позиции – к положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, к новому образу жизни.

Мотивационная готовность к школе

Во многом задачу по подготовке ребёнка к школе можно считать решённой, если воспитатель и родители сформировали у него положительное отношение к ней, если школа привлекает старшего дошкольника главным образом новой интересной и серьёзной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребёнка, и для окружающих взрослых.

Тяга ребёнка учиться в школе очень велика и естественна. Однако нередко можно встретить и таких детей, которые боятся идти в школу. Чаще всего причиной такого отношения является то, что детей запугивают сами взрослые: «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты в школу пойдёшь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как ты будешь учиться?» — а это очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям.

Понятной становится боязнь и тревога этих детей, связанная с поступлением в школу, ведь у них уже заранее сложилась негативная установка: в школе их ждут одни неприятности и огорчения. И сколько терпения, внимания, времени придётся учителю уделять им, чтобы завоевать их любовь. А это куда сложнее, чем сразу сформировать правильное отношение к школе, учителю.

Если же ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии относительно высокого уровня интеллектуального развития он будет учиться неровно. Успехи налицо, если занятия вызывают у него непосредственный интерес. Но если – нет, и надо выполнять учебные задания из чувства долга и ответственности, такой первоклассник делает их небрежно, наспех и хорошего результата, как правило, не достигает.

Социальная готовность к школе

Изменяются и с поступлением в школу и отношения ребёнка с окружающими. Учитель обращается к нему, как правило, строже, чем воспитательница, в которой он видел «заместительницу» мамы. И дома к нему уже относятся по-другому: как к человеку, у которого есть своя «работа», обязанности, права, с которыми семья считается. В классе много незнакомых ребят, с ними он будет учиться, проводить свободное время. Всё это требует от первоклассника умения устанавливать со взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.

Учёными доказано, что возможность принятии учебной задачи зависит от характера отношения ребёнка к взрослому, точнее, от того, как ребёнок воспринимает занимаемую взрослым позицию и какой смысл вкладывает в слова и действия обращающегося к нему взрослого. Успешность школьного обучения тесно связана с возникновением у ребёнка конкретной способности к контекстному общению с взрослым. Контекстное общение – это определённый уровень произвольности поведения ребёнка в общении с взрослым, при котором деятельность первого сознательно подчинена принятой задаче и соответствующим ей условиям, правилам, требованиям. Сознательно принятая ребёнком задача и её требования будут определять контекст общения с взрослым, истинный, подлинный смысл высказываний и действий ребёнка в ситуации общения. Иными словами, ребёнок, прежде всего, должен уметь правильно воспринимать учителя, его действия и слова.

Во многих случаях неуспеваемость учащихся объясняется односторонним восприятием учителя: дети либо относятся к нему примерно так же, как и к своей маме или воспитательнице, либо воспринимают его исключительно как учителя и не замечают у него общечеловеческих свойств и качеств. В этом случае дети просто не могут адекватно отнестись к тем задачам, которые он ставит перед ними.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх