История структуры готовности детей к школе

Проблема подготовки к школе становится актуальной в связи со снижением возраста поступлений детей в школу (1943 г.). Именно с этого периода она была выдвинута как научная проблема и подвергнута специальным исследованиям.

Она вновь активно обсуждается в прессе, издаются методические письма и переработанные программные документы для детских садов. На первых порах расхождение между учителями начальной школы и дошкольными работниками было заметнее: учителя на первый план выдвигали специальные знания, а вторые считали, что подготовка к школе вполне может быть достигнута за счет всестороннего развития ребенка, в процессе которого у детей формируются нужные для обучения в школе качества.

Однако вскоре педагоги перенесли на детский сад тот способ, который был избран при подготовке к вузу – знания, полученные в процессе обучения, «качества обучаемости» (А.П.Усова и ее сотрудники). В связи с этим от дошкольной педагогики «отпочковываются» методики дошкольного воспитания (по сути дела – обучения), а занятия на долгие годы признаются основной формой обучения.

Уже в конце 40-х г.г. А.Н.Леонтьев вводит новый термин «психологическая готовность», который значительно расширяет и обогащает содержание этой проблемы и акцентирует внимание не столько на количестве накопленных ребенком знаний, сколько на уровне развития психики в целом и мотивов его деятельности. С этого периода начинается активные исследования различных аспектов готовности психологами (прежде всего произвольности психических процессов и мотивов учения).

Специальных педагогических исследований было значительно меньше и посвящены они были, в основном, вопросам преемственности содержания, форм и методов обучения. С этого времени прослеживается и определенный «параллелелизм» в изучении этой проблемы педагогами и психологами.

Дважды во второй половине ХХ века обостряется актуальность этой проблемы: на рубеже 60-70-х годов в связи с изменением продолжительности обучения в начальной школе, а затем и в 80-е годы в связи с переводом шестилеток в школу.

Анализ психолого-педагогических работ этого периода показал, что в выборе показателей готовности ребенка к школе существовало достаточно большое количество толкований. Наиболее часто в 70-е г.г. выделяли специальную и общую готовность; последняя подразделялась на физическую и психологическую, под которой подразумевалось прежде всего интллектуальная и нравственно-волевая. В 80-е годы структура готовности усложняется: ее параметрами считают специальную, общую (физическое, умственное, нравственное, волевое, эстетическое развитие)и психологическую готовность; в качестве компонентов последней называется мотивационное, волевое, социальное развитие, уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение элементами учебной деятельности, коммуникативная готовность.

Примерно в это же время гигиенисты, морфологи и педиаторы приступают к изучению различных аспектов соматической готовности к школе, позволяющей выдерживать ребенку школьные нагрузки. Выводы их были неутешительными – дети, не достигшие нужного уровня морфофункционального развития, являются «группой риска» для возникновения трудностей в последующем обучении, появления нарушений в личностной сфере, отклонений в состоянии здоровья.

Возможно, изучение этой проблемы психологами, физиологами и педагогами на определенном этапе исследований не «вместе, а рядом» привело к определенной взаимной невостребованности результатов, выводов авторов.

Опыт многолетнего исследования этой проблемы позволил вновь вернуться к вопросу о содержании понятий «подготовка к школе», «готовность к школе», «школьная зрелость», «психологическая готовность». Часто некоторые из них употреблялись как синонимы, хотя вполне очевидна необходимость их различия. Однако до сих пор нет четкого и единого определения этих понятий. Под «школьной зрелостью» обычно подразумевается уровень биологического, физиологического развития ребенка к концу дошкольного возраста. Чаще всего этот термин используют врачи, физиологи. «Психологическая готовность» предусматривает наличие у ребенка психических качеств, необходимых для успешного обучения в школе. «Готовность к школе» является выражением с более широким значением и охватывает как уровень физиологической зрелости, так и психологической готовности. «Подготовка к школе» подразумевает, на наш взгляд, педагогический процесс, направленный на достижение определенного уровня готовности.

И хотя на определенном этапе исследований изучение этой проблемы психологами, физиологами и педагогами осуществлялись «не вместе, а рядом», всплеск активности в их проведении в конце ХХ в. позволил выйти на разработку Образовательного стандарта «Готовность к школе». Анализ структурных компонентов готовности ребенка к школе демонстрирует, что при разработке Стандарта были учтены результаты многолетних исследований этой проблемы.

Таким образом оптимальные выводы об индивидуальной готовности к школе могут быть сделаны на основе комплексного учета его соматической и психологической готовности. А прием в школу детей, не достигших нужного уровня развития чреват весьма отрицательными последствиями не только в плане их успеваемости, но и для состояния здоровья.

Специальными исследованиями психологов, физиологов и педагогов этот факт был доказан, причем оказалось, что неготовность по разным параметрам проявляется в разное время. С первых месяцев учебы в школе становится очевидной своим влиянием на успешность обучения интеллектуальная неготовность, особенно при недостаточном развитии смысловой памяти и наглядно-образного мышления (логическое оказывает в этот период меньшее влияние); при наличии интеллектуальной готовности через полгода сказывается недостаточная сформированность предпосылок учебной деятельности; и, наконец, мотивационная неготовность может весьма долго, в течении всего первого года на успешности обучения не отражаться, но во втором или третьем классе привести к снижению успеваемости, к затруднению общения со взрослыми и сверстниками.

Почему же среди всей совокупности параметров интеллектуального развития лимитирующее влияние оказывают именно эти? На наш взгляд, дело в том, что традиционная школа передачу, усвоение и проверку знаний осуществляет в языковой, словесной форме; получаемую информацию ребенку надо понять и запомнить. Именно поэтому высокий уровень развития речи, наглядно-образного мышления и смысловой памяти становятся основой для успешного обучения. Вполне возможно, что школа, ориентированная на развитие творчества, воображения потребует первоочередного развития других компонентов психологической готовности.

Причины интеллектуальной неготовности – не только педагогические упущения семьи или дошкольного учреждения, но и асинхронные (замедленные или ускоренные) темпы развития, проблемы со здоровьем и др.

В настоящее время в связи с переходом на обучение в школе детей шестилетнего возраста вопросы сохранения здоровья и других морфофункциональных ресурсов ребенка, его интеллектуальных и эмоциональных возможностей, личностно-нравственной зрелости становятся особо острыми. Круг этих вопросов представляет собой интердисциплинарную проблему, решение которой возможно при тесном сотрудничестве родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, физиологов и врачей.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх