Подготовка к школе — процесс длительный

готовим ребенка к школу«У нас на ребёнка всегда находится время!» — воскликнут многие родители и здорово, если это так. Ребёнок, конечно же, не машинка, но его развитие напрямую зависит от взрослых людей. И это непрерывный длительный процесс и у каждого малыша своя схема развития.

Что важнее для ребёнка — результат или путь к результату? Конечно, второе. Детям вообще сложно понять далёкие перспективы и конечный результат их усилий. Но и результат бывает разный: разломанный будильник (только в познавательных целях) или самостоятельная творческая работа, например, картина, стихотворение или сказка. И вот ведь что удивительно: жажда творчества проявляется не сразу и не сама по себе — её нужно пробудить, взрастить. Для чего?

Творческий человек полнее раскрывает себя во всём, чтобы он ни делал; он всегда интересен миру, а мир ему, и, наконец, он чувствует себя в этом мире более уверенно. И от того, правильную ли скорость выберут взрослые при ежедневных занятиях с ребёнком, будет зависеть, как малыш будет постигать окружающий мир. Разумеется, это зависит от характера и темперамента ребёнка, его увлечений и склонностей. А ещё — от дальновидности взрослого, его умения взглянуть на мир глазами ребёнка.

«Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость», — заметил Ж.-Ж. Руссо. Но и затягивать тоже нельзя. Шагать по лесенке знаний малыш должен непрерывно и последовательно. Перепрыгивать через несколько ступенек ему будет не по силам. Да и стоит ли испытывать его на прочность?

А ещё очень необходим заряд бодрости и оптимизма. Ребёнок интуитивно чувствует, приятно ли взрослому общаться, заниматься с ним. Ощутив безразличие, он и сам не будет проявлять никакой активности. В учительской практике найдётся не один случай поверхностной подготовки ребёнка к школе. Когда, упустив время, например, для знакомства с цветом, формой и размером, родители пытаются рассказать дочери или сыну всё сразу, одним махом, забывая о психологических особенностях 6-летнего малыша, то у него ещё слабо развито абстрактное мышление, волевая саморегуляция и единовременно усвоить большой объём информации ему просто не под силу.

Случаются перегибы и в другом. Родители, желая вырастить вундеркинда и не считаясь с биологическим временем малыша, ускоренными темпами нагружают его информацией, которая, по их мнению, очень необходима для хорошего ученика и эрудированного человека. Мотивы благородные, но ведь выше головы не прыгнешь. Нельзя постичь законы математики, не усвоив её азов. Мне припоминается случай, когда на линейке 1 сентября папа первоклассницы Оли сообщил учителю, что его девочка прекрасно подготовлена к школе и даже решает уравнения! Но уже в ближайшее время выяснилось, что Оля совершенно запуталась в тех отрывочных знаниях, которыми её снабдили. Даже состав числа девочка усваивала с трудом, боялась сделать ошибку, была очень неуверенной в себе. Всему своё время — об этом надо помнить.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Кому-то легче даётся чтение, кому-то — премудрости письменных наук, просто ненавязчиво помогайте. Сложно составить рассказ по картинке? Сочиняйте его вместе по дороге в детский сад или на прогулке.  Древние мыслители отмечали, что для того чтобы понять ребёнка, надо подняться до его уровня. Подойдите к полянке цветущих одуванчиков, присядьте на корточки, наклонитесь пониже. «Слышишь? — шёпотом спросите у малыша, — о чём говорят друг другу цветы? Давай попробуем рассказать об этом». И сами сочините небольшой рассказ о весне, солнце, цветах и молодой зелени. Здесь нет ничего сложного, просто у рассказа должно быть начало, середина и логическое завершение. Малыш будет зачарованно смотреть на вас, ловя каждое слово. И пусть сегодня он не сможет связно рассказать, о чём шепчутся одуванчики, он обязательно научится этому потом! Ведь если рядом взрослые, которые не жалеют для него времени и помогают увидеть необычное в обычном, — с интеллектуальным, духовным и физическим развитием малыша будет всё в порядке.

Таким образом, подготовка к школе — это последовательный, ни в коем случае не скучный процесс. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, выбирая скорость движения по Стране Знаний индивидуально. Вы можете дать волю своей фантазии, выполнять задания, предложенные педагогами или придумывать свои — в любом случае ребёнок будет взрослеть, набираться жизненного опыта и уверенности в своих силах.

При подготовке к школе мудрые дают малышу возможность проявить инициативу, а порой даже научить маму или папу чему-нибудь интересному. Так же, как главная дорога время от времени пересекается с второстепенной, взрослые и дети тоже меняются местами, причём играть надо на равных. Простейшим примером служит знакомая всем игра в «школу», где ребёнок и взрослый по очереди выступают учеником и учителем. Очень важно подготовить к письму руку будущего школьника. Лепить, вырезать, рисовать, обводить, штриховать, раскрашивать не просто увлекательно, но и необходимо. Вспомним известного педагога Я. Корчака и его фразу: «Знание — это не только книга, даже не только голова, но и рука».

Взаимодействуя с ребёнком и уступая ему дорогу для творческих исканий, мы во много раз повышаем положительный эффект обучающих упражнений. Важно не забыть о похвале. «Не спеши с порицанием, если опаздываешь с похвалой», — справедливо замечал Антоний Регульский.

Длительность урока в первом классе составляет 35 минут. На каждом уроке проводится динамическая физкультминутка и зарядка для глаз. Во время занятий с дошкольниками целесообразно также активно чередовать режим труда и отдыха. Можно разучить с детьми комплекс упражнений для отдыха глаз и ежедневно проводить его под музыку. А динамические движения, желательно под музыку, помогут предложить сами дети: они так любят танцевать!

И ещё несколько нюансов, которые нельзя пропустить:

Когда ребёнок занимается, находитесь рядом, но предоставьте ему возможность работать самостоятельно. Спокойный тон, поддержка и похвала, даже если у него не всё получается, жизненно необходимы. Иначе вы быстро отобьёте у ребёнка охоту просить вас о помощи в будущем.

Чтобы идти в школу было веселее, возьмите с собой несколько чудесных стихотворений о первоклассниках. Обязательно прочтите их вашим ребятишкам и настройтесь на лучшее: первый раз в первый класс — это здорово!


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх