Как мы учим читать при помощи методики Н. А. Зайцева (из опыта работы)

На протяжении последних лет, с учетом запроса родителей наших воспитанников, мы используем методику обучения детей чтению по кубикам и таблицам известного педагога из Санкт-Петербурга Николая Александровича Зайцева.

Все начинается с того, что педагог знакомит родителей с сутью этой методики. На первом групповом собрании просто и доступно объясняем ее содержание, рассказывает о преимуществах складового принципа подготовки к обучению чтению с помощью кубиков, которые звучат. Таким образом научиться читать гораздо легче, чем по буквам.

Особое внимание родителей обращается на то, что склады даются в строгой последовательности. Они легче запоминаются при помощи их пропевания, многократного повторения. Родителям объясняется, что учиться с кубиками весело и интересно, и что самое главное — дети гораздо меньше устают.

Как мы учим читать при помощи методики Зайцева

Найдя поддержку у родителей, их желание прийти на помощь, начинается совместная работа уже с детьми. На подготовительном этапе родители сделали указки, закрепили полочки для кубиков, помогли изготовить игры-пособия.

Кубики и таблицы показываем детям сразу все. Систематическое ознакомление начинается с всеми кубиками. Идет практическое освоение звуковой культуры речи, используются занятия с таблицами и кубиками — у воспитанников появляется интерес к обучению грамоте в повседневной деятельности.

Вместе с тем, дети легче усваивают фонетические и грамматические аспекты родного языка: быстро начинают распознавать звуки по звонкости и глухости, твердости и мягкости. Запоминание идет ненавязчиво, в результате полного раскрепощения детского поведения через игру. В таких условиях мальчики и девочки учатся пропевать таблицы, самостоятельно «писать» по ней любые слова, начиная со своего имени и фамилии, имен матерей, родителей, бабушек и дедушек.

Первыми и наиболее любимыми становятся игры-классификации. Дети с большой радостью стучат, звенят кубиками. Игра «Поезд» помогает им научиться читать слоги, находить похожие и строить их в цепочку. Затем воспитанники называют всех пассажиров, перенося ударение поочередно с кубика на кубик и называя его. В этой игре воспитатель меняет темп чтения, высоту голоса.

Детям очень нравится пение таблиц под мелодию попевок, детских песен.

Пропевание занимает относительно мало времени, но дает детям много пользы. Это прекрасная фонематическая разминка. Она помогает исправлять речевые недостатки, которые зачастую не обнаруживаются, «прячутся» от фиксации в потоке речи. Детям нравится сопровождать песни движениями, прихлопыванием, прытопыванием, прыжками. Таблицы поются в разных направлениях: снизу-вверх, сверху-вниз, слева-направо, справа налево. Тренируя внимание детей, воспитатели делают перерывы, позволяют петь то тихо, то громко, быстро или медленно.

Когда дети научатся петь песенки-склады, увеличивается количество написания слов по таблице: чем занимались на занятиях, что ели на завтрак, обед, полдник, из чего можно сделать еду: сварить суп, сделать салат.

Нравятся детям и игры со составными табличками «Прочти и покажи», «Солнце, ветер, дождик», «Принеси игрушку, которая написана», «Кто как кричит». Они определены для чтения целыми словами и хорошо развивают зрительную память. Такие игры отличительные еще и тем, что их можно сочетать с движениями. Это заметно повышает двигательную активность, улучшает общение между детьми.

Педагог показывает карточку, например, с изображением животного и читает вместе с воспитанниками. Читать слово, которое написано и нарисовано — легко и весело. А главное, кажется, что дети на самом деле умеют читать. Это повышает их уверенность в собственных силах. Затем воспитатель показывает те же карточки, но с обратной стороны. Здесь помогает зрительная память. Дети называют слова, получают карточки и записывают его в тетрадь. Это помогает запомнить написанные слова и подготовить руку ребенка к письму.

На следующем этапе начинаем использовать кубик с большой буквой, подводим к пониманию того, что слова пишутся через пробел, а в конце предложения ставится знак препинания. Все это помогает воспитанникам строить словосочетания и предложения, развивает язык, память, мышление.

Постепенно включаемся в игры-соревнования. В процессе их проведения создаем ситуации, которые требуют творческого подхода при решении поставленных задач. Используем игры «Кто быстрее назовет», «Кто быстрее составит слово», «Закончи слово». Благодаря указанным и другим играм, в группе удается придать живость даже малоактивным детям.

Занятия по методике соответствуют теме недели, вводятся кубики во все виды деятельности: читаем детям сказку — название выкладываем из кубиков, затем прописываем имена персонажей по таблице; заучивали стихотворение — выкладываем из кубиков название и его автора; пишем или выкладываем из кубиков тему рисования, конструирования, лепки, аппликации и т.д.

Быстрые переводы глаз с одного предмета на другой, непрерывное обучение в режиме ближнего, среднего и дальнего зрения, сокращение времени, когда дети сидят — здоровьесберегающих плюсы этой методики.

Методику можно применять не только самостоятельно, но и в сочетании с разнообразными приемами. Волшебные кубики М.А. Зайцева помогают нам более успешно решать многие проблемы в работе с детьми обеспечить качество образовательного процесса.

Т. Жобрун


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх