Цикл занятий по рассматриванию картины В.М. Васнецова «Снегурочка» для детей 5-6 лет

Программное содержание:

-обучать дошкольников мыслительным действиям, ведущим к перечислению объектов на картине и умению изображать их графически;

-активизировать словарный запас детей, закреплять умение составлять развёрнутые предложения;

-развивать фантазию, творчество детей, логическое мышление;

воспитывать бережное отношение к природе.

Методические приёмы: рассматривание, художественное слово, сюрпризные моменты, беседа, игры.

Материал: картина В.М. Васнецова «Снегурочка», «подзорная труба» (по количеству детей), чертёж-схема для обозначения объектов, указка, чёрный и красный фломастеры; изображения волшебников «Я вижу», «Я слышу», «Я ощущаю запах», «Я ощущаю лицом и руками»; шапочки-маски для инсценировки.

Занятие 1

Цель: учить детей выделять конкретные объекты на картине, обозначать их графически, устанавливать взаимосвязи между объектами, учить пространственной ориентировке на картине.

Ход занятия

Воспитатель (В.) (загадывает загадку).

Наступили холода,

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Убегая от лисы,

Он запутал все следы.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто расскажет, кто узнает,

Когда всё это бывает? (Зимой.)

Правильно. А какая сейчас пора года? Может быть, лето? Докажите, что сейчас зима, назовите её признаки, пусть загадка вам поможет. (Дети называют признаки зимы.)

В. А сейчас давайте поиграем в игру «Хорошо — плохо».

Зима — это хорошо, потому что… (Землю покрыл пушистый белый снег, стало красиво, можно кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снежную бабу, играть в снежки; зимой Дед мороз приносит нам подарки в Новый год, мы празднуем Рождество, Масленицу и т.д.)

Зима — это плохо, потому что… (Очень холодно, надо одевать много одежды, можно заболеть; скользкие дорожки, можно упасть и сломать руку или ногу; птицам и животным тоже холодно и трудно находить пищу под снегом…)

Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим картину В.М. Васнецова «Снегурочка». Что изображено в центре картины, что на переднем, заднем плане? (Дети рассматривают картину.) А сейчас мы поиграем в игру с «подзорной трубой». Необходимо навести глазок подзорной трубы на объект и назвать его. Выиграет тот, кто перечислит больше объектов на картине, а я буду их схематически изображать на доске (лист ватмана). А поможет нам рассматривать картину (вносится) волшебник «Я вижу». (Дети перечисляют объекты указанные на рисунке.)

В. Молодцы, всё правильно показали и назвали. Дети, всё, что изображено на картине, к какому миру относится? (К природному.) А этот мир на что делится? (На живую и неживую природу.)

Назовите объекты на картине, которые относятся к живой природе. (Ответы детей.) А теперь покажите объекты, которые относятся к неживой природе. (Дети перечисляют.) Расскажите мне про ёлочку. (Дети делят целое на части: ствол, ветки, иголки, корни. Аналогично рассматривается берёзка.)

А сейчас мы с вами расскажем, где что находится. (Дети рассказывают, что где находится относительно Снегурочки: перед ней, за ней, над ней, слева и справа от неё. Затем рассматривается нахождение предметов относительно ёлочки, берёзки.)

Физкультминутка.

В. Сейчас мы с вами превратимся в снежинок, которые покрыли землю: снежинки кружатся, летят и падают на землю, ветер подхватывает их опять, поднимает в воздух (2—3 раза).

А теперь представьте, что вы — деревья в лесу. Поднимите руки вверх, ветер дует, а деревья качаются из стороны в сторону.

А ещё мы будем зайками, которые запутывают следы на снегу. (Дети выполняют соответствующие движения.)

Хорошо, садитесь. Дети, к нам пришёл волшебник и объединил два выбранных наугад объекта. (Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой. Параллельно можно провести игры «Друзья — недруги» и на схеме «друзей» соединить красным фломастером, а «недругов» — чёрным).

Например, волшебник объединил Снегурочку и ёлочку. Снегурочка может гулять вокруг ёлочки, любоваться ею, вдыхать аромат хвои, нарядить её на Новый год, спрятаться за неё и т.д. — это хорошо; а может уколоться её иголками, может испугаться её в темноте и т.д. — это плохо. Объединяются объёкты: Снегурочка — ёлочка, ёлочка — снег, Снегурочка — звёздочка, Снегурочка — берёзка, Снегурочка — снег и т.д. (фантазирование детей, творческие высказывания).

Молодцы, ребята! Вы очень интересно рассказывали. На следующих занятиях мы продолжим работать над этой картиной.

Занятие 2

Цель: обобщить знания дошкольников о признаках объектов, которые могут воспринимать определённые органы чувств; учить передавать диалоги персонажей картины (мини-театр).

Ход занятия

В. Дети, давайте с вами поздороваемся «деревьями». Например: «Здравствуйте, я берёзка». (Дети здороваются: я ёлочка, я сосна, я рябина, я дуб, я осина и т.д.)

Молодцы! Сегодня к нам на занятие придут много волшебников, и мы с ними будем играть.

Вносится волшебник «Я слышу».

В. Посмотрите, ребята, к нам пришёл волшебник «Я слышу». Давайте вместе с ним «войдём» в картину и расскажем, что мы там услышим. (Ответы детей: шумит лес, скрипит снег под ногами, крадётся лиса или волк, шуршат ветвями берёзки и т.д.)

Ребята, представьте, что ёлочка ожила и стала беседовать со снегурочкой. О чём они разговаривают, как вы думаете? (Ответы детей.).

Детям одевают шапочки Снегурочки и Ёлочки. Идёт мини-инсценировка, мини-диалоги (Снегурочка — ёлочка, Снегурочка — берёзка, ёлочка — берёзка, Снегурочка — звёздочка и т.д.). (Дети фантазируют; если они затрудняются, воспитатель направляет ход диалога.)

Физкультминутка «Времена года».

Воспитатель предлагает детям вспомнить поры года, их характерные признаки и придумать, какими движениями можно изобразить разные времена года.

Например, зимой холодно — нужно «греться», весной всё оживает — распускаются цветы; осенью улетают птицы, идёт дождь — нужно «прятаться под зонтиком»; летом жарко — можно «позагорать, искупаться».

Воспитатель называет времена года в произвольном порядке, дети должны соответственно реагировать. В конце игры нужно вернуться к зиме, которая изображена на картине.

В. Хорошо, садитесь. К нам пришёл (вносится) другой волшебник «Я ощущаю запах». «Войдём» вместе с ним в картину и расскажем, какие запахи мы ощущаем. (Ответы детей: запах хвои, берёзки, морозного свежего воздуха и т.д.) Молодцы. К нам пришёл (вносится) ещё один волшебник «Я ощущаю лицом и руками». «Войдём» с ним в картину, что мы ощущаем? (Ответы детей: холодный снег, он тает в руках; колючая ёлочка; шершавый ствол берёзки; мягкая шубка Снегурочки; мороз щиплет за нос и щёки и т.д.)

Молодцы, ребята! Сегодня мы рассматривали нашу картину, и нам в этом помогали разные волшебники. На следующем занятии мы продолжим рассматривать картину и играть с ней.

Занятие 3

Цель: формировать умения переносить ориентировки двухмерного пространства в трёхмерное; составлять рассказы, разыгрывать мини-сцены с конкретным объектом, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Ход занятия

Игра с мячом «Чем было раньше».

Воспитатель называет различные объекты, а дети должны ответить, чем они были раньше (как появились). Примеры объектов: дом, платье, книга, птица, машина, яблоко, молоко, рисунок, хлеб, дождь и др.

Рекомендуется по возможности выстраивать как можно более длинные цепочки. Например: хлеб — мука, мука — зерно, зерно — колос, колос — зёрнышко. Вывод: у любого предмета или существа есть прошлое, т.е. то, что с ним было раньше.

В. А теперь вернёмся к нашей картине, поиграем в игру «Живые картинки».

Педагог предлагает превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их положение. Дети моделируют изображение в трёхмерном пространстве (на ковре). Ребёнок должен найти место своего объекта относительно других на картине, составить связный рассказ о его местонахождении.

В. А теперь мы с вами прокатимся на «машине времени»: давайте представим, что было со Снегурочкой до того, как она вышла на поляну. (Дети фантазируют. Им предлагают шапочки деревьев, животных. Происходят инсценировки, сценки-диалоги, используя речевые обороты, сравнения, эпитеты, определения, накопленные на всех предыдущих занятиях.)

А сейчас давайте с вами представим, что будет со Снегурочкой, когда она уйдёт с этой полянки. Кого она может встретить, куда она пойдёт?

Работа проводится аналогичным образом, как и с вхождением в прошлое.

В. Молодцы, ребята! Было очень увлекательное путешествие в прошлое и будущее, а на следующем занятии мы с вами разыграем целую сказку про Снегурочку.

С. Вижукайло


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх