Игра-сотворчество по изобразительной деятельности с детьми

В последние годы появилось много форм работы с детьми, основанных на сотрудничестве и сотворчестве, что помогает ребенку наиболее широко «открыть глаза» на видимый им мир и в доступной для него форме зафиксировать свои впечатления.

Организуя с детьми совместный процесс рисования, взрослый активизирует малышей, побуждает к многократному повторению разнообразных линий и других «следов» изображения. Постепенно движения руки будут приобретать организованный, координированный характер. Будем последовательно подводить детей к пониманию линии, штриха, объемной формы как средства изображения. В итоге появится связь между движением, действием и образом. Чтобы укрепить возникшую связь, привлечем ребенка к рассматриванию следов на бумаге, очертаний комка, узнаванию, что получилось.

Постепенно задания приобретают форму творчества, и его усиление прослеживается прежде всего в сотворчестве со взрослыми, в котором легче и быстрее ребенок осваивает изобразительные навыки и умения.

Выражение своей индивидуальности, собственного видения мира обеспечивает принцип инструментальности и методической оснащенности. В нем отражается система доступных для каждого ребенка художественных заданий упражнений. Их суть и том, что детей можно и нужно учить, но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства, с опорой на возрастные и индивидуальные возможности малышей.

Такой подход к рисованию позволяет педагогу перейти от авторитарных методов руководства к личностно ориентированному общению с детьми, наполняет содержание обучения личностным отношением ребенка к своей деятельности. Появляется возможность избегать шаблона, раскрывать собственную индивидуальную технику, стремление к самовыражению.

Самоценным для ребенка в рисовании становится раскованное воображение, неодинаковость детского восприятия, признание целей и задач самого ребенка. При этом педагог занимает его позицию и вместе с ним добивается нужного результата. Практическая значимость следования принципу ценностей и целевой направленности усиливает позиции зарождения субъективности в малыше, оказывает действенное влияние на пробуждение эмоциональных свойств личности, ее творческих потенций.

На основе сохранения непосредственности и живости восприятия окружающего мира поможем детям создать выразительные образы, деликатно и тактично поспособствуем развитию содержания, формы, композиции, цветовому обогащению рисунков. Обогатим содержание по изобразительной деятельности играми-упражнениями, которые способствуют выстраиванию изображения в определенном эмоциональном ключе с помощью цвета. Цветовые сочетания навевают грусть, пробуждают беспокойство, вселяют радость, вызывают улыбку, восторг.

Радуясь вместе с ребенком созданному им изображению, вселим уверенность малыша в свои силы, стимулируем его на дальнейшую, более сложную по своей технике деятельность.

Организуя изобразительную деятельность, педагогу следует использовать игру в разумных пределах. Здесь важно не переусердствовать. Игра не должна выполнять только развлекательную функцию. Напротив, в ней рационально могут сочетаться обучающие, развивающие, воспитательные, социальные, коммуникативные, психотерапевтические функции. Иными словами, развлекательный и деловой характер общения должен сочетаться таким образом, чтобы взаимосвязанные функции не мешали друг другу, а, наоборот, положительно влияли на процесс и результат игры.

Способность ребенка кратковременному сосредоточению, вниманию и волевому усилию напоминает взрослым о поддержании интереса к действию в игре, прежде всего через характер речи. Ее эмоциональность, неторопливость, четкость, внятность, достаточная громкость, состоящая из коротких фраз и из простых понятных малышу слов, радует слух ребенка. Образцовая речь взрослого стимулирует обратную связь. Ребенок не только слушает, слышит, но и откликается практическим действием, сопровождает последнее конкретным словом, фразой. Синтезирование мысли, слова, действия помогает воспитаннику создать в рисунке образ.

Для успешного освоения программного содержания, активного приобретения системных знаний, умений и навыков практической деятельности в ходе рисования детей раннего возраста необходима повторность. Неоднократные упражнения повышают активность и самостоятельность малыша. У него появляется уверенность, а с ней и успех в выполнении задания или реализации своего собственного по-детски созданного замысла.

Однако на этой фазе развития изобразительных умений отслеживается постепенное угасание интереса. Предупредить подобный спад помогут увлекательные игровые приемы. Например, чтобы у малыша сформировать навык изображения округлых форм, целесообразно предлагать ему нарисовать не только мяч, но и множество других подобных предметов (горох, орешки, ягодки, яблоко, снежный ком ит. п.). При этом не забываем о комплексном подходе к решению поставленных задач. Помимо освоения формы, одновременно нацеливаем ребенка на восприятие разных цветов, их дифференциацию, выбор и соотнесение с реальной действительностью.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх