Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста

Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель окружающего мира. Интенсивность процесса познания обусловлена закономерностями психического и физического развития детей раннего возраста.

Сенсорное воспитание — это тот стержень, на который нанизываются первичные представления ребенка о внешнем виде предмета, его свойствах, признаках, качествах и функциях. Полнота и яркость восприятия во многом будут зависеть от эмоционального состояния малыша. В процессе обследования объекта у ребенка появляется целая гамма чувств и переживаний. Для него это первое открытие, его все радует и восхищает. Поддержать, укрепить, обогатить, развить позитивные эмоционально-чувственные проявления — одна из важнейших задач педагога. Радость открытий и переживаний становится для малыша первой ступенькой познания. Следовательно, стратегической линией в деле формирования начал сенсорной культуры на ранних этапах дошкольного детства является воспитание эмоций, которые переходят в познавательные.

Окружающий мир богат формами, красками, звуками. Уникальным средством для постижения многоликого и многообразного мира становится изобразительная среда, в которой дети могут успешно осваивать сенсорные эталоны.

Организованная деятельность со стороны взрослого позволяет пробуждать и постоянно поддерживать интерес к занятию с изобразительными материалами. При этом представляется возможность каждому малышу почувствовать радость от общения с красками, которая растворяется, окрашивает воду, оставляет разноцветные «следы» и формы и на глазах ребенка превращается в образ. Легче всего этого можно достичь в игре, поскольку это та среда, которая питает эмоциональную и интеллектуальную стороны ребенка, насыщает яркими впечатлениями, оставляет глубокий след в его душе.

Как показывает педагогическая практика, при организации изобразительной деятельности дошкольника больше внимания уделяется общеобразовательным знаниям, умениям и навыкам, чем воспитательному содержанию, в котором слабо выделен эмоционально-чувственный пласт. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно искусство имеет большую силу воздействия на психику маленького человека. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественные занятия малышей уникальным средством их воспитания, обучения и развития.

На наш взгляд, художественно-эстетическое развитие детей до трех лет будет более успешным и результативным, если ребенок максимально включен в изобразительную деятельность, сопровождаемую благоприятным эмоциональным фоном. Обучение должно строиться «от ребенка» в направлении обогащения и накопления эмоционально-чувственного опыта, расширения познания, по принципу «позитивного центризма» (Н. Ф. Виноградова), когда в содержание работы включаются лишь наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания, умения и навыки, причем при строгом соответствии изобразительного обучения законам развития детского организма. Исходя из этого, мы сможем наметить индивидуальную траекторию художественного развития каждого ребенка, проследить динамику его творческих проявлений, выбрать для каждого малыша свой темп овладения техникой рисования. Именно поэтому в основу пособия заложены принципы природосообразности, актуализации зоны ближайшего развития.

Сегодня ребенок нуждается в нашей поддержке и конкретной помощи. Постараемся ему это предоставить в полной мере, чтобы в будущем малыш смог самостоятельно осваивать повышенный уровень сложности заданий.

Следуя принципу систематичности и последовательности, будем формировать художественные умения и навыки, чтобы на их базе в перспективе раскрывать творческие возможности в единстве с эмоционально-чувственны ми проявлениями.

На первых порах при обучении детей техническим приемам и способам изображения приоритет отдадим элементарной пальцевой живописи, которая учит рисовать пальцем «живо и красиво». Предваряет обучение такой технике оставление «следа» на бумаге, использование пальчиковых игр. Игры-забавы с пальцами, руками делают их гибкими и пластичными. Следовательно, такие упражнения интенсивно развивают ручную умелость, формируют мастерство детской руки, активизируют умственную деятельность, являются источником творческой мысли. Своеобразная пальчиковая гимнастика может успешно применяться при подготовке («разминке») руки к рисованию и в случае, когда пальчикам необходимо «отдохнуть». По этой причине такой игровой прием находит свое применение на разных этапах занятия. Помимо этого, пальчиковые игры следует вводить в содержание основных видов детской деятельности (общение, игру, художественно-речевую, познавательно-практическую деятельность).

Куксова Н.А.

Предыдущая статья: Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх