Изобразительное искусство для дошкольников

Изобразительное искусство по праву считается одним из основных средств формирования духовного мира ребенка.

Яркость, наглядность, образность произведений живописи и графики созвучны с наглядно-образной природой мышления дошкольника. Однако знакомство детей с произведениями искусства невозможно без активного развития наблюдательности, фантазии, воображения. В трудах многих ученых-психологов (Б. Г. Ананьева, Л.А. Венгера, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Ф.Н. Узнадзе и др.) отмечается, что вос-приятие — активная деятельность, которой надо учить. А результаты исследований показали, что восприятие — процесс целостный, динамичный, структурный, осмысленный. Оно отличается избирательностью, то есть предпочитает главное второстепенному (объект и фон), зависит от определенной установки человека на восприятие того или иного объекта, а также личностных особенностей воспринимающего.

Психологами выделяются следующие этапы восприятия: запечатление — первая эмоциональная реакция на объект; впечатление — осознаваемая реакция, возникновение образа под влиянием более глубоких чувств; узнавание — процесс наложения образа того, что человек видит в настоящий момент, на образ прежних воспоминаний; наблюдение — детальное рассматривание, анализ основных характеристик воспринимаемого объекта (форма, цвет, структура); понимание — соединение отдельных впечатлений в единое целое, установление связей и отношений как между частями одного объекта, так и между разными объектами.

Таким образом, было установлено, что восприятие — процесс сложный и комплексный, выделить его в чистом виде почти невозможно, следовательно, изучать и развивать его у детей необходимо в разнообразных видах деятельности.

Психологами и педагогами были проведены также специальные исследования, посвященные проблеме развития художественного восприятия (Е.П. Зальцман, Н.Л. Кульчинская, А.А. Мелик-Пашаев, М.Н. Семенова, Б.П. Юсов и др.). В результате было установлено, что человек с неразвитым художественным видением не способен к полноценному восприятию произведений искусства. Это связано с тем, что художественное восприятие — также процесс сложный. Оно насыщено разнообразными переживаниями, и в первую очередь связано с эстетическими чувствами. Наиболее полно структуру художественного восприятия раскрыл Б.П. Юсов. Им были выделены следующие компоненты художественного восприятия: эрудиция (познавательный аспект восприятия), т.е. знание истории и фактов искусства; отзывчивость (сенсорно-эмоциональный аспект восприятия), т.е. восприимчивость к языку искусства; сопереживание (нравственно-волевой аспект восприятия), т.е. сопоставление художественного образа с собственным опытом, индивидуальное, самостоятельное и объективное восприятие авторской позиции. Причем подчеркивалось, что, чем младше зритель, тем важнее сенсорно-эмоциональный аспект восприятия, а не объем знаний, или, иначе говоря, искусствоведческая информация. С учетом вышеизложенного организация работы по развитию у детей художественного восприятия должна предусматривать следующие направления:

— развитие отзывчивости к языку изобразительного искусства, накопление сенсорного и эмоционального опыта детей, знакомство их со средствами выразительности, характерными для того или иного вида искусства;

— развитие умения выразить свое отношение к событиям, изображенным в произведении, связать увиденное с собственным опытом;

— расширение объема знаний и представлений об искусстве.

Детские работы, выполненные по памяти или непосредственно после просмотра произведений искусства, закрепляют и углубляют полученные впечатления. Умение рассказывать с помощью изображения часто дает более интересные результаты восприятия, чем только словесные реакции; Даже в самых несовершенных детских рисунках всегда можно узнать произведение по следующим моментам: композиция, цвет, характер передачи пространства, «эмоциональная среда». Особенно чувствительны дети к восприятию композиции, конструктивности в построении пространства, предметно-смысловых отношений, то есть — к сюжету. В детских работах передача настроения опережает способность передавать пространство, в них всегда видны настроение и эмоциональное содержание картины.

девочки рисуют кисточками

Для детей дошкольного возраста характерно мажорное восприятие жизни и искусства. Им не нравится черный цвет, темные краски, «пустые» места в картине. У них свое, особое понятие о красоте произведения искусства. Оно тесно связано с их жизненными представлениями, поэтому дети не принимают, например, изображение грязной дороги с лужами после дождя, сломанные заборы, покосившиеся избушки, голые деревья, как бы живописны они ни были (исследование М.Н. Семеновой).

Развитие художественного восприятия должно идти по двум взаимосвязанным линиям. Первая — это практические задания творческого характера, целью которых является поиск конкретных изобразительных средств, адекватно и убедительно для других выражающих определенный замысел, господствующее настроение, оценку изображенных персонажей и т.п. Вторая линия — это специальные занятия по восприятию художественных произведений.

Остановимся более подробно на некоторых средствах выразительности, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста и которые должен знать сам воспитатель.

Искусствоведы выделяют такие основные средства художественного выражения, как рисунок (средство изображения форм окружающего мира), колорит, композиция. Рисунок — основной вид графики. Техника выполнения рисунка может быть различной — это линия, штрих, тональное пятно. С помощью рисунка передаются основные формы, внешние черты предметов и человека, а также его внутренний мир через бесчисленное разнообразие поз, жестов, движений, мимики. Рисунок подчинен строгим законам построения формы реальных предметов и является как бы своеобразным каркасом, скелетом картины.

В зависимости от того, какие линии (плавные или резкие, ломаные) использует художник при изображении того или иного персонажа, можно судить об отношении художника к своему герою, а также сделать предположение о характере изображенного. Для показа доброжелательных, дружеских отношений между героями произведения художники используют плавные, четкие линии. Персонажи при этом обращены друг к другу, у них спокойные жесты, мимика передает радость, доверие, внимание. Усвоить эти художественные приемы дошкольникам помогут игры «Измени настроение», «Составь картинку из книжки».

Недоброжелательные отношения подчеркиваются тем, что персонажи не смотрят друг на друга, их движения и жесты направлены в противоположные стороны. Выражение грусти, хитрости, обиды передает мимика: при грусти, печали уголки губ и глаз немного опущены; коварство и злоба подчеркиваются поджатыми губами, прищуренными глазами, нарочитой небрежностью в передаче образа. У хищных и злобных персонажей (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга и др.), как правило, большие зубы, подчеркивающие агрессивность, отрицательную характеристику образа. Фигуры угловаты, движения крадущиеся или, наоборот, резкие, как, например. Баба Яга в иллюстрациях В. Слаука. Полученные знания дошкольники закрепляют в играх «Измени настроение», «Живые картинки».

В произведениях живописи главным средством эмоциональной выразительности является цвет. Но не каждый, отдельно взятый, цвет, а сочетание цветов между собой — колорит. Он помогает раскрыть содержание картины. В зависимости от подбора красок колорит может быть теплым и холодным, ярким и тусклым, радостным и печальным, могучим и слабым.

Восприятие цвета в жизни и в произведениях искусства связано со множеством ассоциаций, возникающих в результате накопленного чувственного опыта. Именно ассоциативные связи заставляют нас воспринимать определенные цвета как холодные и теплые, независимо от того, какой предмет имеет данный цвет. Даже в знойный летний день небесная лазурь и водная гладь дают ощущение прохлады. Именно поэтому все синие, голубые и фиолетовые цвета воспринимаются как холодные, даже если таким цветом окрашена теплая шерстяная вещь. Желтые, оранжевые, красные цвета дают ощущение тепла, даже если это цвета холодного металлического предмета, так как ассоциируются в нашем сознании с солнцем, огнем и излучаемым ими теплом.

Подбор красок зависит от содержания картины, от душевного состояния и чувств как автора, так и изображаемых героев.

Цвет сам по себе, в изолированном виде, не обладает ни силой воздействия, ни красотой. Все его качества зависят от окружающих цветов. Таким образом, путем благоприятных контрастов и сближений любой краске можно придать самое разнообразное значение.

Это хорошо видно на примере использования красного цвета различными художниками. Он может быть символом тепла, доброты, уюта. Как правило, в таком значении этот цвет используется художниками-иллюстраторами детских книг. Но красный может быть и символом борьбы, агрессии, трагизма, например, у художников-баталистов.

У каждого мастера есть своя излюбленная гамма, любимые цвета. Дошкольник еще не имеет разностороннего опыта цветовых впечатлений, но у него уже есть предпосылки для развития эстетического восприятия цвета и его сочетаний. Даже младенец интуитивно тянется ко всему яркому, красочному. Но по-настоящему развить чувство цвета можно только путем специально организованных упражнений. Доказано, что глаз среднего наблюдателя способен различать в спектре белого цвета около 120 цветов. Поэтому уже с детьми дошкольного возраста надо предусмотреть упражнения, повышающие их цветовую восприимчивость, а не останавливаться лишь на знакомстве с основными цветами спектра.

Для проведения работы в данном направлении воспитателю важно владеть некоторыми теоретическими знаниями в области цветоведения. Современная наука определяет цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света. Необходимо различать понятие света с точки зрения физических законов и законов живописи.

В живописи свет понимается как самое светлое пятно в картине. Сочетание светлых и темных пятен помогает создать ощущение объема, глубины пространства (воздушная перспектива).

Свет как физическое явление — это электромагнитное волновое движение. Ощущение различных цветов дают электромагнитные волны разной длины: самые длинные — красного, самые короткие — синего и фиолетового.

В спектре белого солнечного света различают семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Все спектральные цвета и их оттенки относятся к хроматическим цветам. Ахроматические (буквально — не имеющие цвета) — это белый, черный и все оттенки серого.

Каждый цвет можно охарактеризовать с помощью определенных понятий. Например, цветовой тон — это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий и т.д.), то есть приравнять к одному из цветов спек-тра. Ахроматические цвета не имеют цветового тона. Светлота — это отличие данного цвета от черного, а относительная яркость — отношение величины светового потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее.

Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; иногда насыщенность называют чистотой цвета. Самые чистые цвета — спектральные. Их чистота составляет 100%, но насыщенность неодинакова: желтый цвет наименее насыщен, к краям же спектра (красный и фиолетовый) насыщенность цветов увеличивается.

В живописной работе обычно говорят о чистоте красок, а не цвета. При этом имеется в виду доля чистого пигмента данного цвета в смеси красок. Чистота ахроматических цветов, также как и насыщенность, равна нулю.

Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью. Ахроматические цвета не имеют цветности.

Чистые цвета в природе практически не встречаются, здесь мы имеем дело с таким явлением, как смешение цветов.

Необходимо большое внимание уделить также разъяснению детям такого средства выразительности, как композиция. Она соединяет отдельные части, элементы изображения в гармоничное целое. Как образно высказался о композиции И.Б. Элентух, картина напоминает стройный, хорошо слаженный организм, и в ней, как в любом организме, все части пригнаны друг к другу так тщательно, что при отсутствии одной из них разваливается целое.

Элементами композиции являются: формат изображения, экспрессия лиц и движений, язык жестов; характер освещенности, светотени; контрасты, ритм, симметрия и равновесие; перспективно-пространственный строй произведения, который определяется выбором точки зрения, высотой горизонта, местом и ролью основных пространственных планов.

Композиционные построения живописных и графических работ имеют много разновидностей, например, изображение на одной линии горизонтально, вертикально или по диагонали. К диагональному построению чаще прибегают для изображения движения. Изображение, построенное в круг или треугольник, подчеркивает близость взаимоотношений героев.

Композиция методом контрастного сопоставления групп участников события, а также отдельных лиц чаще встречается там, где необходимо изобразить конфликтную ситуацию, противоборство сторон. Контраст служит средством передачи наиболее существенного, подчеркивает противоположность свойств и черт изображенных героев. Композиция может быть замкнутой и открытой. В Замкнутой композиции действие ограничивается пределами холста, рамками картины. В противовес ей есть картины, изображения на которых как бы не умещаются на холсте, предметы или фигуры изображены не полностью. К такому средству выразительности художники прибегают, если хотят показать незаконченность действия. Зритель как бы вовлекается в пространство картины. Это свойственно открытым композициям.

Наиболее важные принципы построения художественного произведения — единство, целостность, подчинение второстепенного главному.

Симметричные, круговые, треугольные композиции, мягкий спокойный колорит, выдержанный в теплой цветовой гамме, тщательно, с любовью выписанные детали и действующие лица помогают показать сердечность, любовь, душевность взаимоотношений изображенных героев, подчеркивают отношение к ним автора.

Незаметный, но очень важный прием, объединяющий в целое разрозненные части композиции, главные и второстепенные детали, — это ритм. Чередование через определенные интервалы одних и тех же элементов, пустого и заполненного пространства, динамики и статики, ритмическая согласованность отдельных групп, движений, поворотов и полуоборотов фигур и, наконец, взаимосвязь цветовых пятен делают произведение единым, легко обозримым и доступным пониманию.

Дошкольники лучше всего воспринимают ритм на примере различных видов орнамента (геометрического и растительного). Разновидностью ритмического построения объектов окружающей действительности является симметрия. Понятие симметрии дети усваивают на примере бабочки, а также с помощью такого технического приема, как монотипия.

Знакомить дошкольников с языком изобразительного искусства нужно постепенно, не требуя от детей заучивания терминов и понятий. Достаточно, если они войдут в пассивный словарь ребенка.

Работа по развитию эстетического восприятия не ограничивается лишь дошкольным возрастом, здесь она только начинается. Воспитателю важно увлечь ребенка таинственным и прекрасным миром под названием «Искусство».


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх