Как работать с цветом при обучении детей

Восприятие и различие цвета ребенком третьего года жизни считается одним из самых сложных заданий. Это обусловлено ведущей предметной деятельностью, которая строится по принципу «что вижу, с чем действую, то и познаю».

По этой причине с абстрактным цветом малыш еще не может играть. Для актуализации внимания, зрительного сосредоточения и восприятия необходимо перцептивная среда, в которой главными для ребенка становятся цветовые стимуляторы. Яркий, красочный объект, попав в поле зрения малыша, оказывается «во власти» маленького исследователя. В ходе обследования предметов ребенок постепенно накапливает зрительные образы. При этом важно, чтобы образы были объединены словом с их обозначением. Если этот процесс пройдет успешно, то ребенок сможет уже по слову представить цвет предмета, о котором говорит взрослый. Это поможет в дальнейшем употреблять слова, обозначающие цвет предмета, самостоятельно.

мальчик рисует на стенкеРазличение и усвоение цвета ребенком не происходит спонтанно. Данными процессами необходимо управлять и обучать им, так как, воспринимая цвет, малыш пользуется только зрительной перцептивной ориентировкой. Помогая детям узнавать, различать и называть основные цвета в процессе занятий рисованием, педагог предваряет свои действия проектированием этапов последовательного и постепенного формирования элементов сенсорики (цвета, формы, величины).

На первом этапе актуальным является приложение одного предмета к другому. Сначала целесообразно прикладывать, например, мячи красного цвета. Затем, по мере выделения и узнавания этого цвета, можно перейти к различению двух цветов. Применяя этот прием, ребенок начинает понимать «одинаковость» и «неодинаковость» цвета.

На втором этапе дети учатся выбирать цвет по образцу и организуется игровое экспериментирование с ним: «Найдем краску такого цвета, какого цвета воздушный шарик. Нарисуем ему много шариков-друзей». В другом случае предлагаем найти краску такого же цвета, как шарик, и, чтобы он не улетел, нарисовать («привяжем») к легкому шарику длинную ленточку.

На третьем этапе рекомендуем обучать детей выбору предмета заданного цвета по слову. Основой здесь становятся поисковые действия, организованные в определенной пространственной среде («Найди в корзине синий мяч, отыщи зеленую дорожку для зайчика, выбери красные ягодки для нашего мишутки, найди зеленую краску (даются два цвета) и нарисуй горох для петушка; помоги кисточке найти красную краску», «Соберем» (нарисуем) с помощью кисточки-веселушки в корзинку много красных ягод» и т. п.).

На четвертом этапе внимание концентрируется на осуществлении выбора предмета по образцу, установлению его тождества образцу. Побуждаем ребенка не только назвать сам предмет, но и определить его цвет, форму, величину: «Возьми и расскажи мишке, какой ягодкой ты его угостишь (круглой, маленькой, красной), «“Угости” красными, круглыми, маленькими и большими ягодками своего друга мишку».

На пятом этапе обогащается чувственный опыт ребенка. Для этого будем стремиться к тому, чтобы дети получали разнообразные ощущения, расширяли свои впечатления и информацию путем актуализации, синтезирования в процессе восприятия зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных, вкусовых анализаторов. Приступая к рисованию, ребенок стремится вызвать к действию свои сущностные силы и активизировать накопленные зрительно-моторные и тактильные представления о предмете. В этот момент особую значимость приобретают одобрение и поддержка взрослого. Позитивное включение педагога в процесс создания рисунка придаст действиям малыша уверенность, направит детское усилие на совершенствование координации глаз и руки, обеспечит свободную ориентацию ребенка на листе бумаги.

Определив тематику и стратегию занятий с детьми, необходимо продумать цикличность освоения содержания для приобретения каждым ребенком большого количества зрительных и тактильных впечатлений, запланировать количество их повторений, чтобы в итоге сформировать у малыша четкий образ изображенного предмета. Результатом подобной деятельности станет способность находить в окружении и фиксировать в рисунке предметы одного и разного цвета («Полетели в небо желтые шарики», «Летят красные, синие, желтые воздушные шарики», «Соберем в корзинку красные, и желтые, и зеленые яблоки»).

В ходе приобретения доступных для восприятия и понимания знаний появляется возможность сместить акценты в сторону процессов мышления и воображения. Сильным стимулом мыслительных действий для малышей становятся приемы неожиданности, новизны, двигательного акта. Проиллюстрируем это на примере.

«Дети, слышите веселый звук? Что же это так весело поет? Да это же веселая, яркая красная краска к нам в гости пришла. Вот какую веселую дорожку она нарисовала. Весело и легко по ней будет катиться нашему синему мячику».

Шестой этап предназначен в большей мере для работы одновременно с двумя красками, которая посильна к концу 3го года жизни. Стимулами к акту изображения предмета служат активизирующие игровые задания типа: «Помоги зайке найти белую дорожку», «Нарисуй ежику такого же цвета иголочки, как дорожка, по которой он спешит к себе домой», «Спрячем жучка в зеленой траве», «Посадим на желтой поляне желтые цветочки, а на красной пусть растут красные цветы», «Вырастают и желтые и красные цветы», «На тарелочке лежат и желтые и красные ягодки», «Угостим петушка желтым и зеленым горохом», «Нарисуем одну дорожку для колобка, чтобы его не было видно на ней, а на другой — спрячем зайчика от волка».

Рассмотренные этапы способны интегрироваться в разные формы и виды организованной деятельности. Так, на занятиях по сенсорике отрабатывается прием прикладывания, накладывания и выбор формы, величины и цвета по образцу, словесной инструкции. Развитие и закрепление приобретенных умений продолжается в свободной деятельности индивидуально и по подгруппам. В игровой ситуации, на основе исследования и экспериментирования вместе со взрослым, малыш упражняется в разнообразных действиях с предметом. Манипуляции активизируют сенсорное поле, идет накопление разнообразных впечатлений, пополняется сенсомоторный опыт ребенка, формируется основа для построения образа в рисунке.

Благодаря планомерной и последовательной работе по освоению цвета, у детей третьего года жизни самым важным достижением является формирование целенаправленной деятельности, иными словами, манипулирование становится созидательным. Ребенок обучается ставить перед собой цель и предвидеть результат рисования, называть то, что получилось. Усиливается интерес к достижению поставленной цели, когда предлагается ребенку обыграть рисунок, где ему предоставляется возможность оперировать цветом, формой, величиной и другими категориями.

Цвет, войдя во внутренний мир ребенка, гармонизирует его состояние, возвышает душу, развивает эмоциональную сферу.

Дадим каждому малышу свободу к постижению цвета, открытию красоты и величия, изящества и вкуса, наслаждения и восхищения многообразным миром красок.

Куксова Н.А.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх