Моделирование занятий по изобразительной деятельности с детьми

В основе построения модели занятий лежит идея последовательного и планомерного педагогического воздействия на ребенка как субъекта выбранной деятельности, сотрудничество взрослого с малышом с опорой на зону его актуального и ближайшего развития.

Следовательно, занятие по своей сути должно быть личностно ориентированным, содержать элементы, направленные на раскрытие индивидуальных возможностей и способности к творческому акту. Раскроем суть основных научно-методических подходов к организации подобных моделей занятий.

Первый подход заключается в построении занятия таким образом, чтобы его компоненты (задачи, виды, формы, методы, способы, действия, операции) стали органичной составляющей начал креативного мышления (ребенок пытается через цвет, форму, величину, ориентацию в пространстве выразить свое собственное видение образа, высказать через изобразительные средства свое отношение к объекту). Малыш с помощью приема «пальцеграфии» и «ладошкографии» прикладывает ладошку с желтой краской к бумаге и говорит: «Вот какое солнышко получилось». Затем он дорисовывает пальчиком лучи и комментирует: «Солнышко светит, солнышко смеется, у него много лучиков».

Второй подход состоит в дифференциации эстетического воспитания в рамках одного занятия. Это связано с тем, что у детей могут быть разные эмоциональные проявления, поведенческие реакции, уровни сенсомоторной координации.

Одни дети быстро и уверенно рисуют воздушный шарик круговыми движениями, другие это делают медленно, неуверенно, со слабой прорисовкой формы. Несмотря ми различия в выполнении заданий, каждый ребенок нуждается в поддержке и помощи со стороны взрослого. Наиболее успешных детей следует стимулировать на усложненный уровень заданий (зона актуального развития) позитивной оценкой, робких, со слабой моторной координации и поддержать совместным выполнением, эмоционально поощрять, радоваться его результату (зона ближайшего развития).

Третий подход нацелен на индивидуализацию развитии творческих способностей. Здесь следует учитывать темп реакции, динамику восприятия. Одни дети медленно приступают к работе, другим необходимо время для опробования инструмента, которым будет выполняться задание. Третьи включаются в процесс при совместных действиях с о взрослым, который помогает ребенку обрести уверенность. Колее того, в силу развитости подражательности малыш добивается значительных успехов, продвигаясь вперед по своей индивидуальной траектории. Именно поэтому столь важно поддержать, сохранить и развить самобытность каждого ребенка, помочь увидеть в неясном изображении образ, в четко прорисованной форме, детали — особенности характера объекта. Проиллюстрируем это положение, прибегнув к рисованию дождика. В случае, если ребенок рисует капли дождя слишком большие и «толстые», важно пояснить, что целый ливень обрушился на землю. Если дорожка вместо прямой получилась слишком извилистой, следует попытаться обосновать тем, что вокруг растет много деревьев, поэтому пришлось так «прокладывать» дорогу. Таким образом, появляется искра творчества.

Четвертый подход ориентирован на дозировку эмоциональных и физических нагрузок. Все виды нагрузок по длительности и интенсивности должны быть рационально распределены. При учете данных требований создается возможность посредством движений «сбрасывать» накопившиеся эмоции. Набегавшись по импровизированной дорожке, ребенок с огромным удовольствием не только будет рисовать прямую или волнистую линию, но и поспешит изобразить на дорожке следы скачущего зайки. Свои действия малыш попытается эмоционально окрасить: на лице появится улыбка, глаза «загорятся» огоньком радости, восторга. Он становится зайчиком и от его имени передает быстроту движений. «Быстро скачет зайка, ты его поймайка… Убегает быстро зайка, не догонишь ты его». Подобные комментарии педагога помогают ребенку увидеть частоту и ритмичность изображения следов, почувствовать настроение персонажа через игру слов, движений, действий.

При повторном рисовании дорожки акцент будет смещен на ее ширину и длину, следовательно, предпочтение отдается множеству видов, форм и величины следов (следы ежа, птиц, собаки, волка, медвежат, лисят или лисы и т. п.). Вариативность и усложнение заданий, их длительность и статичность предостерегают от нежелаемой эмоциональной инертности, физической усталости, т. е. создают условия для сбережения здоровья.

Позаботимся о позе ребенка во время работы, достаточности освещения, свободном пространстве, чтобы дети могли беспрепятственно перемещаться, чередовать статику и движения. Совокупность эколого-гигиенических средств защитят организм ребенка от нежелательных воздействий, укрепят и усилят его резервные возможности, создадут благоприятную почву для созидания здоровья.

Пятый подход интенсифицирует психомоторное развитие, как основу произвольной регуляции движений. В содержание занятий необходимо включить специальные упражнения, развивающие мелкую и крупную моторику рук. (с этой целью нужно обратиться к словесно-двигательным ритмичным играм, предложенным нами.

Шестой подход направлен на интегрирование двигательных приемов в содержание видов, форм, способов, заданий и упражнений. Например, обратившись к двигательно-ритмическим играм типа «Кто идет по лесной дорожке?», «Зайка», «Дерево», «Птичка», «Выпал беленький снежок», к игровому самомассажу, будем «разогревать» мышцы рук и Ног, активизировать моторно-двигательную координацию, после этого переключим ребят на процесс рисования. Такая последовательность формирует положительную динамику в освоении очередной техники изображения, в отработке наличных технических умений, развивает познавательную активность.

Седьмой подход предполагает качественный отбор тема гики и содержания работы, ее форм и средств освоения техники. Данный подход находит свое отражение в разработанных нами тематических блоках и циклах занятий. В их контексте акцент смещен на воспитательную и развивающую функции, что соответствует главной идее нашего пособия.

Восьмой подход обеспечивает вариативность выбора педагогом конкретной темы с учетом интересов и желаний каждого ребенка. Если мы проанализируем каждый предложенный в программе блок, то увидим, что он имеет широкий диапазон тем, определенный уровень их сложности и очередность включения в ход работы. Это диктует пошаговое продвижение в освоении техники рисования, обогащении и развитии эмоционально-чувственной сферы.

С точки зрения индивидуально ориентированной направленности занятий рисованием педагог должен научиться в каждом виде занятий прогнозировать возможности детей, перспективу их развития; подбирать интересные для малышей по их конечному результату задания; предоставлять им возможность самостоятельно выбирать тему, средства, способ изображения, форму и место организации занятий по изобразительной деятельности.

Необходимо постоянно поддерживать интерес и желание рисовать вместе, «завязывая» детей друг на друге. Удачным вариантом для достижения этой цели может быть «коллективная» тема, которая содержит прием «дорисовки». Выполнение задания как творческого акта идет по следующей схеме. На большом формате бумаги педагог наносит изображение дерева, на котором растут яблоки. Сначала он выясняет у ребят, что растет на дереве или чего недостает у дерева. Выяснив, что на дереве отсутствуют листья, дети предлагают «одеть» ему зеленое «платье». Идет выбор способа изображения листьев. Важно поддержать желание разным способом нанести изображение — «тычка», «примакивания» пальчиком, «щепоткой» и др.

Следующим действием в схеме становится игровая ситуация, где каждый ребенок стремится помочь яблоньке «вырастить» яркие, ароматные, сочные яблоки. Дети обращаются к своему уже имеющемуся личному опыту рисования яблока и самостоятельно изображают множество плодов на дереве.

В ходе работы важно проследить, чтобы дети свободно перемещались в пространстве, проявляли внимание и терпение друг к другу. Хорошо, если педагог будет озвучивать сорадость и соуспех в процессе рисования, порадуется вместе со всеми успеху каждого ребенка, выведет ребят на зримый конечный результат, который и будет достигнут благодаря совместным усилиям и стараниям каждого. Тогда у всех появится желание поводить хоровод вокруг уже невзначай появившегося макета — силуэта яблоньки. В импровизированном хороводе, сопровождающемся словами и действиями, дети достигают пика радостных эмоций и переживаний.

При постановке задачи развития сотрудничества и сотворчества возможным становится одновременное выполнение разных заданий, когда одни дети рисуют листья на дереве, а другие в это время могут наносить изображение яблок. Этот вариант предусматривает микрообъединения в количестве двух-трех детей, который усиливает творческую доминанту, т. е., помимо рисования листьев и яблок, дети могут облечь изображенный предмет в сюжет.
Педагог выясняет у детей, что помогает созревать яблокам. После этого они с удовольствием приступят к созданию содержания рисунка и самостоятельно достроят его сюжет (солнышко, трава, облака и др.).

Занятия такого характера следует практиковать, чтобы подготовить почву для коллективных творческих дел на последующих возрастных этапах развития ребенка. С точки зрения личностного развития предложенная модель занятия окажет существенное влияние на раскрытие своего «Я», своей самости, станет толчком к самовыражению, самоутверждению, самоопределению, самоактуализации и самореализации.

Таким образом, перечисленные подходы к организации увлекательных для малышей занятий художественно-эстетической направленности ориентированы на оптимальное построение логической цепочки занятий, в которых органически сочетаются современные и лучшие традиционные, формы и средства обучения и воспитания.

Куксова Н.А.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх