Пальчиковые игры и гимнастика в изобразительной деятельности малышей

Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль о тренировке мелкой моторики пальцев рук, сильно влияющей на развитие мыслительных процессов и активной речи ребенка. Речевая и мыслительная области формируются с помощью импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении раннего детства идет интенсивное развитие речи, мышления благодаря постоянному совершенствованию мелкой моторики в соответствии с сензитивными периодами, т. е. периодами, наиболее благоприятными для освоения, например, изобразительной деятельности.

Мышечная радость — основа восприятия и переработки информации об окружающем мире, поступающей с движениями, словами, музыкой. В процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, музыкой, решаются задачи сенсорного развития (восприятие, представление, мышление, обследование, координация, сосредоточение, внимание, воля, различение, дифференциация и др.). Ритм речи способствует формированию ритмичных, естественных ненапряженных движений. Когда же ребенок выполняет двигательное действие, сопровождаемое словами, у него вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, речевой слух, речевая память, необходимые малышу для восприятия объяснений взрослого.

Отобранный игровой материал содержит в своем контексте художественное слово (стихи, рифмовки, потешки, песенки и т. п.). При проведении пальчиковых и двигательно-ритмичных игр образное речевое сопровождение усиливает обратную связь, вызывает эмоциональный отклик, побуждает ребенка к общению, к совместному действию со взрослым и сверстниками.

В свободной деятельности в утренние, вечерние часы, во время прогулки позабавим наших малышей играми с пальчиками, которые будем сопровождать художественным словом. В частности, организуя общение с малышами, создадим игровую ситуацию: «Пальчики загрустили. Как им помочь?» Педагог показывает, какие у него и у детей «грустные» пальчики: стоят, не двигаются. Спрашивает у пальчиков, почему они не двигаются, не веселятся. Вариантом ответа может стать усталость всех пальчиков. Тогда на глазах у детей взрослый начинает медленно их поглаживать, приговаривая: «Вот какие вы славные, добрые, красивые, нежные, ласковые мои пальчики. И ты, самый большой, и ты, самый маленький, и ты, толстенький, и ты, братец-умелец (указательный), — все вы хороши и прекрасны. Мы вас погладим, вот так ласково и осторожно. Пальчикам братьям хорошо и приятно. Они отдохнули, повеселели и начинают играть. Вот какие они быстрые и радостные. Пальчикам хочется прыгать, скакать (имитация двилшний) и др.».

Детское экспериментирование, например, с песком, камешками, водой, глиной желательно сочетать с массажем и гимнастикой пальчиков. Обычное погружение пальчиков в песок сделаем сюрпризом («Где спрятались пальчики», «Пальчики-червячки», «Пальчики-жучки»). Педагог и дети «прячут» свои пальчики в песок. Можно погружать 1—2 или все пальчики одной руки, затем обеих рук. После этого создадим имитационный образ: сделаем холмик из песка, спрячем пальчики в «домик» и обратимся к нему со следующими словами: «Тук-тук. Кто в домике живет?» — «Мы, пальчики-попрыгайчики. Вот мы какие». Данный текст сопровождается действием пальчиков. Они медленно начинают «шевелиться» в песке, затем ускоряется их движение, они «появляются» из песка и начинают прыгать и скакать. Через некоторое время пальчики вновь прячутся в домик. Желательно, чтобы пальчики двигались возле холмика-домика и не разрушили его. Если домик разрушится, не беда, построим новый и продолжим игру.

Когда предложим малышу превратить пальчики в червячков или жучков, предстоит передать движение этого образа. «Вот как ползут червячки, передвигаются медленно, движутся в песке, к своим домикам ползут. А эти жучки поползли к цветочку, к бабочке и т. д. (импровизация полянки, лужайки)».

Такие игры могут применяться на подготовительном этапе и в процессе рисования. Ребенку необходимо помочь «оживить» и «разогреть» кисть и пальчики с помощью разнообразных увлекательных упражнений, что вызовет радостные эмоции, а меткое слово, фраза, стихотворная строчка, рифма подтолкнут к практическому действию. В результате у детей разовьется умение управлять мышечным напряжением, что важно для регуляции нажима пальцев и кисти руки на карандаш, кисточку и другое изобразительное средство.

Желание выполнить вместе со взрослым движения пальчиков стимулирует работу коры головного мозга, что обеспечивает успешность протекания мыслительных процессов и создает на этом фоне яркие наглядные двигательные образы (следы, капли дождя, солнце, мяч и т. д.).

Позже на этой основе начнет формироваться произвольная регуляция собственных эмоций. Ребенок приобретает уверенность и самостоятельность, так как появляется более четкая зрительно-моторная координация, способная к прорисовке простейших округлых форм, линий разного направления и размеров.

При первых признаках усталости в ходе занятия уместно снять нагрузку с помощью пальчиковых игр, которые не только позабавят малышей, но и станут хорошим эмоциональным всплеском, «разрядкой», вольют новые силы для дальнейшей волевой деятельности, направленной на достижение результата. Возможен переход от занятия к пальчиковым играм в свободной детской деятельности. Их можно проводить индивидуально или с 23 детьми в форме игры, которая поможет налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Например, пальчики Максима и Машеньки поздоровались друг с другом, им радостно, они вместе пляшут, идут по дорожке. Глазки ребят горят, ротик улыбается. Вот как весело и пальчикам, и глазкам, и ротику и т. п.

Ценным средством, развивающим щипковый захват указательным и большим пальцами, являются игры на выкладывание мелких предметов, плодов, крупных семян, крупы, гороха, фасоли, боба.

С помощью игрового приема вызовем радость и желание действовать с материалом: «Курочка клюет зернышки» (придаем пальчикам форму клюва и собираем горох, крупу и т. п.). Попробуем выложить по контуру «шарик с ниточкой», «колобка», «мячик», «дорожку», «ленточку», «кучерявые облака», «солнышко». При этом идем от простых выкладываний к более сложным. Используем прием «довыкладывания»: начатый взрослым силуэт заканчивает выкладывать ребенок. Детей 3 лет можно привлекать к видоизменению и преобразованию силуэта. Например, рядом с «ленточкой» из гороха выложить еще одну линию и получится дорожка (речка, ручеек). Вместо мячика, если добавить «лучики» из фасоли, появится солнышко, что будет способствовать раскрытию творческих возможностей и развитию моторики. Подобная пропедевтическая работа сформирует «умелость руки» и поможет координировать движение глаз и руки в процессе рисования.

Занимательными для малышей являются игры с водой, используемые не только для пальчиковых игр, гимнастики, но и для массажа. Сочетание движений и простейших приемов массажа положительно воздействуют на поверхность и кончики пальцев и кистей рук ребенка. Движение пальчиков, кистей рук в воде облекаем в образную форму: «плывет лодочка, кораблик, рыбка», «рыбка вынырнула и спряталась в воде», «камешек упал в воду», «рыбка ищет корм» и др. Можно предложить малышу опустить кисти в воду, погладить ладошкой, одним или всеми пальцами одной руки кисть другой. Забавляет ребенка похлопывание, пощипывание, постукивание кулачками по воде. Эффект усиливает появление брызг, приводящих ребенка в восторг.

Следовательно, игры с водой нужны ребенку для снижения тонуса, уменьшения напряжения пальцев и кистей рук, повышения их работоспособности, что создает основу для новых возможностей в формировании умения пользоваться карандашом, кисточкой и другими средствами изображения.

Усиливают восприятие, повышают эмоциональный тонус, обеспечивают ритм движений пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, сопровождаемая художественным словом. Немного творчества и фантазии потребуется педагогу, чтобы вызвать у детей живой интерес к таким играм и получить максимальный результат.

Постоянное использование пальчиковой гимнастики в изобразительной деятельности ускоряет сенсомоторное развитие, формирует в дальнейшем интеллектуальную сферу, расширяет творческое поле, в котором будет успешно осваиваться техника рисования.

Куксова Н.А.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх