Развитие художественного восприятия детей дошкольного возраста через игру

Дидактические игры, как известно, способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Если дидактическая игра включена в процесс обучения изодеятельности, то она совершенствует его знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладеть обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, научиться самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой.

Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста обучение умению передавать свои впечатления об окружающем мире с помощью выразительных средств. Эффективным средством ее решения является изобразительное искусство, в частности живопись и графика. Знакомство с произведениями искусства способствует обогащению содержательной стороны детских рисунков, помогает детям понять, каким образом может быть отражено собственное отношение к действительности. Эти отношения занимают видное место в структуре личности. Они складываются и формируются на протяжении жизни и деятельности человека и оказывают непосредственное влияние на субъективные условия развития его активности, на поведение и поступки.

Отношение человека к окружающему миру определяет сферу его чувств и эмоций. Эмоциональность имеет огромное значение для высших проявлений нервной деятельности. Эмоции являются исходными процессами, на основании которых возникают чувства.

Изобразительное искусство незаменимое средство формирования глубоких чувств, так как каждое произведение несет в себе эмоции его создателя. Художник воспринимает мир по-своему и передает свое отношение к нему с помощью специфического языка: цветом, колоритом, линией, композицией или другими средствами. Научить ребенка понимать этот язык задача воспитателя.

Развитие художественного восприятия у ребенка дошкольного возраста происходит постепенно. Наиболее ранние его проявления это детские высказывания, мимика, жесты, игры и рисунки. Глубокоосознанное восприятие детьми произведений искусства возможно только при условии умелого руководства педагога, применения им разнообразных методических приемов.

Восприятие образов искусства должно быть связано с теми впечатлениями и наблюдениями, которые дети получают в действительности. В свою очередь произведения искусства учат подмечать в этой действительности типичное и характерное. В этом случае, на наш взгляд, эффективны игра и игровые приемы. В настоящее время нет специальных исследований на эту тему. Однако многие ученые-педагоги используют игровые ситуации в процессе ознакомления дошкольников с произведениями искусства. Учитывая тот факт, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, следует шире использовать ее в развитии художественного восприятия.

Специальные дидактические игры являются эффективным средством подготовки детей. С помощью игровых ситуаций дети учатся понимать средства выразительности. Наиболее доступны для них линия, цвет, композиция. С их помощью художник не просто изображает предметы и явления окружающего мира, но и передает свое отношение к ним, показывает их характер, настроение.

Игры могут быть включены практически в любое занятие. Разумно сопровождать их загадками, потешками, стихами, поскольку это помогает эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Знакомя детей с различными видами изобразительного искусства, можно выделить следующие проблемы: в декоративно-прикладном рисовании дети затрудняются в составлении узоров и орнаментов на различных шаблонах, нарушают основной закон – определенный ритм чередования составляющих их элементов; при ознакомлении с пейзажем трудности возникают в работе над композицией, многоплановым изображением; при рисовании натюрморта не могут подобрать нужный фон, композиционное решение бывает неверным.

Эти проблемы решаются с помощью дидактических игр по изобразительной деятельности.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх