Занятие по ознакомлению дошкольников с творчеством художников

Тема: Художники рисуют зиму

Воспитатель (В.). Дети, какого цвета снег?

Сначала загадаю вам загадку: где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы, деревья, с которых не падает листок, вечернюю зарю, что не погаснет и через сто лет?

Если не угадали, то подскажу: на картинах, написанных художниками. Карандашом, углём, мелком рисуют художники природу. А вот кистью они пишут, обмакнув её в масляную или акварельную краску. Или в гуашь. Масляными красками обычно пишут на холсте. Акварелью или гуашью — на бумаге или картоне.

Почему люди восхищаются произведениями изобразительного искусства, почему называют их чудом? Это чудо сделал художник: он написал пейзаж так, как никто другой уже не напишет, потому что он именно так увидел родной уголок природы. И тем, что ему открылось, и мастерством, что он вложил в пейзаж, он поделился со всеми людьми.

В наших музеях есть картины из Японии, Франции, Индии, Испании. Художникам переводчик не нужен. Они разговаривают с людьми без слов — цветом. Но надо научиться понимать его совершенно особенны язык.

Вот возьмём самый простой пример: у вас у всех есть глаза, а сколько раз в своей жизни вы видели снег? Но взглянуть — это не значит увидеть! Попробуем посмотреть на снег зоркими глазами художника.

Художник изображает то, что видит. А запах невидимый. Но от взгляда на картину внимательному зрителю покажется, что он даже чувствует холод и запах воздуха. Первый снег пахнет морозом и свежестью. А передать это можно цветом снега.

Посмотрите на разные картины художников, на фотографии зимних пейзажей и сравните снег по цвету. Какие ощущения вызывает цвет?

Когда зритель пытается «войти в картину», то глаза художника становятся его глазами, его радость — твоей радостью. Вместе мы совершаем путешествие по разным местам Земного шара.

Где мы сейчас? (На окраине леса.) Круглый год зелена мохнатая хвоя елей. А берёзы стоят по-зимнему голые, трогательные и беспомощные. Они стоят отдельно от леса, где деревья защищают друг друга от ветра и стужи. Кажется, что берёзы нарочно жмутся друг к другу, ведь вместе не так холодно. Лес огибает просёлочная дорога. По ней много ездили. Полозья саней протёрли снег до земли. Этот снег уже не первенец зимы — не чистый, не пушистый, не белый. Этот снег уже серого цвета, лежит слоями, слежался. Его обдували ветры и подтачивала оттепель. Этот снег тусклый.

Когда снег жёлтый и голубой?

На картине художника Николая Крымова «Зима в провинции» самого солнца не видно, но оно светит. Снег ослепляет своей желтизной.

Разные цвета действуют на животных и человека по-разному. Доктор носит белый халат не только для чистоты. Белый цвет успокаивает. Водители знают, что в лесу нельзя надолго оставлять машину красного цвета, т. к. лоси могут её бодать. Красный цвет их раздражает. Радостен зелёный цвет первых всходов, молодых листочков, по-весеннему светлой и яркой травы.

Но из всех цветов радуги самый весёлый — жёлтый цвет. Это цвет солнышка! Там, где на землю падают лучи солнца, появляется и его неизменная спутница — тень. На картине Крымова голубая тень ползёт по улице, огибая снежные валики. Почему тень голубая? Там нет солнышка, там холодно. Одна голубая холодная тень забралась на крышу. Другая, поменьше, спряталась за трубу. А самая большая и густая голубая тень разлеглась у сарая.

На этой картине два цвета — тёплый и холодный — оказались соседями. От такого контраста каждый из этих цветов стал ещё выразительнее. От голубой тени ещё сильнее потянуло холодом.

А жёлтый снег, ослеплённый солнышком, словно потеплел.

Без слов, языком красок художник рассказал тебе о молчаливом споре, который ведут свет и тень, солнце и мороз. В такой зимний, солнечный день хорошо дышится и весело гулять.

Когда снег голубой и синий?

Рассмотрим картину Игоря Грабаря «Мартовский снег». Кажется, что главным элементом на картине является стройная девушка с коромыслом, которая идёт за водой. Но названием картины художник особое внимание обращает на снег: он здесь главный, он — последний снег уходящей зимы. Чем ближе к весне, тем ярче солнце, тем резче тени.

Обратите внимание, как отброшенные деревьями синие и голубые тени исполосовали мартовский снег. Художник писал их мелкими, пробными мазками. Сливаясь в глазах, они колеблются и дрожат. Поверхность снега превращается в двухцветную зыбь, как на волнующейся воде. И нас охватывает беспокойство: что-то должно случиться, что-то очень важное. Все в ожидании: и деревья, и небо, и земля. Вот и кажется, что, обернувшись девушкой, идёт по переливчатому мартовскому снегу та, которую все давно ждут, — сама весна!

И опять жёлтый снег (картина А. Саврасова «Дворик»). Только он не сверкает, не искрится, как на картине Крымова. Зимнее солнце не освещает дворик, куда позвал её известный русский художник Алексей Саврасов. В прошлом веке, когда жил Саврасов, такие дворики можно было увидеть не только в маленьком провинциальном городке, но даже в самом большом городе — в Москве.

Старый, низенький домик ещё крепок, хотя по самые окна врос в землю. Снег присыпал сложенные у забора дрова. Когда в доме топится печка, вся семья греется у огонька.

Перед окном — куст, на котором одиноко подрагивает бурый лист. Вот-вот сорвётся и упадёт на рыхлый и желтоватый снег. Пожелтел снег оттого, что его запачкали и затоптали. Посмотрите, сколько на нем больших и маленьких следов! Это не только следы людей! Кто же ещё ходил по этому снегу? Птицы! Да, хозяйство этих небогатых людей невелико — только пара уток.

Наверное, художник знал и очень уважал этих добрых людей! Посмотрите, как старательно и бережно, с любовью, он выписал каждое брёвнышко! Как приветлив и ласков скромный, но тёплый коричневый цвет! От тихого дворика, от маленького домика веет уютом и человеческим теплом.

И здесь сказалось мастерство художника. Мы побывали в гостях у хороших людей, хотя никого из них и не увидели.

Ребята, вместе с писательницей Надеждой Надеждиной мы побывали, как в машине времени, и в старорусском дворике, и на мартовском снегу, и в морозном январском лесу. Что вы успели запомнить? Что полюбить? Что почувствовать?

Мы увидели снег разного цвета, узнали, что цветом художники могут рассказать о большом и важном: о природе, о людях, о чувствах человека, о родной стране. Чуткие глаза художников умеют в простом и обычном пейзаже найти красоту.

Л. Ладутько, С. Шкляр

Предыдущая статья: Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх