Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Грамоты»

Задачи занятия:

  • Закрепить умение воспитанников определять позицию звука в слове, знания о гласных, согласных (твердых, мягких) звуках.
  • Упражнять в делении длинных слов на слоги и определении в них коротких слов, умении грамматически правильно изменять различные части речи, согласовывать их между собой.
  • Развивать фонематическое восприятие, воображение, мыслительные операции, мелкую моторику руки.
  • Воспитывать личностные качества, облегчающие внеситуативно-личностное общение.

Методические приёмы:

Игры и игровые упражнения вербального характера, сюрпризный момент, художественное слово, проблемная ситуация, вопросы уточняющего, активизирующего характера, пояснение, объяснение, использование наглядного материала: картинки, карточки, схемы и т.д.

Материал и оборудование: ноутбуки, мультимедийная установка, магнитофон, фонограммы мелодий, видео-задания; предметные картинки-загадки (арбуз, очки, улитка, индюк, лиса, медведь, вертолёт, телефон; дом, бабочка. самолёт. машина), изображение страны Грамоты, красные, синие, зеленые фишки, схемы предложений; фломастеры, книга «Азбука», кроссворд, картинки к игре «Четвертый лишний»

Предварительная работа:

Специально организованная деятельность на занятиях, словесные игры, дидактические и настольно-печатные игры, задания на развитие мелкой моторики рук, цикл бесед, разучивание стихов

Ход занятия

Вводная часть.

Звучит cпокойная музыка. Дети заходят в интернет-кафе и садятся за столы, занимаются с компьютерами (выполнение различных игровых заданий по обучению грамоте).

Заходит волшебник из страны Грамоты Пишичитай. Держит много книг и компьютер.

Пишичитай. Здравствуйте, ребята! Я Пишичитай. Я ищу интернет-кафе.

В. Проходи, Пишичитай. Ты попал по адресу.

Пишичитай. Мне пришло письмо по электронной почте, но у меня не получается его открыть.

В. Наши ребята очень хорошо умеют это делать и тебе помогут Мы с ребятами тебе поможем прочитать письмо с помощью компьютера. (Воспитатель открывает компьютер, там изображение злой волшебницы Бяки — закаляки).

Бяка-закаляка. Вас приветствует голосовая почта Бяки-закаляки! Ха-ха-ха! Хочу сообщить вам, что я — Бяка-закаляка, увела из волшебной книги «Азбука» все гласные буквы! (Пишичитай растерян, не знает, что делать)

В. Ребята, а что может случиться, если исчезнут гласные буквы?

Дети. Без гласных нет слогов, без слогов нет слов (все ответы детей).

В. Да, ребята, если Бяка-закаляка не вернёт в Азбуку гласные буквы, то в скором времени они могут исчезнуть из всех книг мира и никто и никогда не сможет научиться читать. Азбука — это не простая книга.

Это книжка не для всех — только для волшебников.

Заколдованы в ней буквы изо всех учебников.

— Ах, ты, Бяка-закаляка! Верни нам буквы!

Бяка-закаляка. Нет, не верну! Не хочу! Хотя…. если вы выполните мои задания, а они очень сложные, то я верну вам буквы. За каждое выполненное задание я буду отдавать по две буквы. Но я уверена, что вы никогда не справитесь с моими заданиями. Что испугались? А чтобы выполнить эти задания вам необходимо попасть в страну Грамоты.

В. И совсем мы не испугались. Правда, ребята?

Пишичитай. Ребята, вы, правда, согласны помочь вернуть буквы в Азбуку и выполнить все задания Бяки-закаляки?

В. Так давайте же немедленно отправимся в волшебную страну «Грамоты». Только как же мы туда попадём?

Пишичитай. Для того, чтобы переместиться в волшебную страну нам нужно закрыть глаза, и сказать волшебные слова.

Много звуков есть на свете,

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи — мы их точно знать должны!

Звуки дружно закружились,

Вместе с нами в стране Грамоты очутились.

(Звучит музыка, дети говорят волшебные слова, на экране появляется изображение замка).

Пишичитай. Вот мы и в стране Грамоты. (На экране изображен замок. Рядом — макет развёрнутой книги «Азбука», на котором изображён алфавит без гласных букв).

В. Какой красивый замок! Пишичитай, а что это за странный светофор в твоей стране: красный, синий, зелёный.

Пишичитай. Я-то знаю, но знают ли дети?

В. Ребята, может, вы знаете, что обозначают в грамоте красным, зелёным и синим цветом?

Дети. В грамоте красным цветом обозначают гласные звуки, синим — твёрдые согласные, зелёным — мягкие согласные.

Пишичитай. Правильно, ребята! Приступаем к выполнению заданий! Загадки нарисованы, в них буквы заколдованы.

В. Догадайтесь, какое слово здесь спрятано, выделите первый звук и определите, к какому цвету светофора он относится положить картинку.

Дети определяют первый звук, соотносят их с цветом (зелёный — мягкий согласный звук, синий — твёрдый согласный звук, красный — гласный звук).

Пишичитай. Какие вы грамотные! Вы очень хорошо справились с заданием.

Теперь сможем вернуть несколько букв.

В. А чтобы проверить, правильно ли мы выполнили задание, перевернём картинки.

Дети переворачивают картинки, на обратной стороне которых — ключ к правильности задания.

Бяка-закаляка. Ай-яй— яй! Они справились! Придётся отдать им ещё буквы…

Пишичитай вкладывает полученные буквы в Азбуку.

Бяка-закаляка. Но ничего, у меня есть более сложное задание. Присаживайтесь на ковёр и слушайте.

В. Сейчас посмотрим, что там за задание.

Бяка-закаляка. Я спрятала короткие слова в более длинных. И чтобы их найти, нам нужно длинные слова разделить на слоги и услышать короткое слово. Слушайте внимательно — задание моё выполнять обязательно!

Воспитатель предлагает детям поделить слова (одновременно показывает картинки) па-ро-ход, ще-гол, фа-соль, па-дать, ле-со-воз, во-до-пой, лес-ник, но — сок, нож — ни — цы, и — гол — ка.

(На обратной стороне картинок демонстрируются правильные ответы: ход, петь, гол, фа, соль, дать, воз, пой, лаз, лес, плод, сок, нож, гол).

В. Ну что, Бяка-закаляка, справились мы с твоим заданием?

Бяка-закаляка. Справились, ох, справились! Очень сообразительные дети.

(Дети получают ещё буквы).

Бяка-закаляка. Я очень люблю гимнастику (выполняется физкультминутка под музыку).

Бяка-закаляка. Что же делать? С заданиями вы справляетесь, гимнастику делаете, а поиграть хотите? Держите свои буквы, возвращаю!

Пишичитай. Какие же вы умники и умницы! Спасибо большое! Как грамотно вы справились со всеми заданиями. В волшебную Азбуку вернулись все буквы, и мы снова сможем читать книги.

В. Мы очень рады, что смогли вам помочь. А теперь мы можем вернуться в наш детский сад, в наше интернет — кафе. Для этого возьмёмся за руки, произнесём волшебные слова и перенесёмся в наш детский сад.

В. Сумели буквы мы найти и нашу Азбуку спасти. Вернули все гласные в Азбуку. И сейчас в Азбуке живут не только согласные буквы, но и гласные. Благодаря, которым складываются слоги, слова, предложения.

Пишичитай. Огромное спасибо, вам, ребята, за всё! Желаю вам побед, открытий замечательных. Событий ярких, увлекательных. А я остаюсь вашим преданным и верным другом.

В. Вот и закончилось наше путешествие в страну Грамоты. Оно было трудным, но интересным. Скажите, а вам понравились наши приключения? А какие задания особенно вам понравились? Мне очень понравилось как Вика, Настя отгадывали кроссворд, Руслан, Катя и Ярослав делили слова на слоги и находили короткие слова, а Женя, Юля, Полина находили лишнее слово в игре «Четвёртый лишний».

Т.Дубень


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх