Конспект занятия по энергосбережению в старшей группе «С уважением к энергосбережению»

Занятие по образовательной области «Ребёнок и общество»

Задачи: формировать у детей понятие о тепле, его необходимости и значимости для человека и для всего живого; закрепить знания об источниках тепла в наших домах; развивать познавательную активность детей, креативное мышление; воспитывать экономность и бережливость.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением домика Транжиры и Лени, разных домов; кружка, горячая вода; свечи; рисунок-схема потока воздушных масс; сюжетные карточки как беречь тепло в доме.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, послушайте сказку о трёх братьях (сказка рассказывается с опорой на иллюстрацию).

За ельником, за березняком,

За густым, частым можжевельником

Домик маленький стоит —

Неопрятный он на вид.

Нет ступенек у крыльца,

И задвижка без кольца

На распахнутых дверях.

В доме видим двух нерях:

Брат Транжира с братцем Лень

Телевизор смотрят целый день,

На печи лежат,

Спят, беседуют, едят.

Что Транжира принесёт,

Братец Лень всё тянет в рот.

Беспорядок, хаос —

Грязью домик тот зарос.

Если ляжешь на кровать,

Можешь звёзды наблюдать.

Дождь пойдёт, посыпет снег —

Зонт дырявый или плед

Спрячет братьев от всех бед.

Окна битые и щели —

Вот раздолье для метели!

Свет горит там ночь и день,

Брат Транжира с братцем Лень

Газом печь обогревают,

Никогда не закрывают

Кран на кухне — и вода

Лужей там стоит всегда.

Жили так и не тужили,

Но однажды получили

Счёт из ЖЭКа — в нём нулей,

Сколько у недели дней!

Испугались бедолаги.

Стали братья на бумаге

Всё считать — за газ, за свет

Не платили много лет

Брат Транжира с братцем Лень!

Что же делать, как нам быть?

Как же дальше нам тут жить?

С. Чёрный (переработано)

В. Одного брата звали Транжира. Как вы думаете, что означает это имя? Второй братец — Лень, почему? Какой у них был дом? Как вы думаете, тепло ли было у них в доме? Почему было холодно в доме? Вот так они жили, не тужили, а что же случилось в конце концов? (Ответы детей.) Да, им пришёл счёт, по которому они должны были заплатить очень много денег. Как вы думаете, что им теперь делать? (Ответы детей.)

Вдруг стучится кто-то в домик.

Глядь — да это ж младший гномик,

Берегоша! Говорит:

— Я разгрыз наук гранит,

Прошёл курс я обучения

По энергосбережению.

Да и вам, мои братишки,

Пора взяться за умишко.

Ребята, пойдём вместе с Транжирой и Ленью в школу Берегоши? (Да.) Тогда усаживайтесь поудобней, начинается урок.

Однажды вечером раскрасневшийся чайник, после того как его согрели на плите, неугомонно пыхтел: «Фу-фу-фу. Как жарко». Рядом стояла кружка и, дрожа от холода, с завистью смотрела на чайник.

Согреем кружку? Нальём в неё горячей воды. Теперь потрогайте, какая кружка стала на ощупь? (Ответы детей.) Как же она стала горячей? (Вероятно, тепло воды проникло в стенки кружки, и она стала горячей.)

Учёные считают, что тепло — это энергия. Когда предмет нагревается, энергия проникает в него. Ребята, а у нас в группе, где живёт тепло? (Ответы детей.)

Под каждым окошком

Тёплая гармошка.

Давайте рассмотрим, что находится под подоконником. Для чего нужен этот предмет? (Ответы детей.) Давным-давно люди ещё не умели строить такие хорошие дома, в которых мы сейчас живём. Они жили в пещерах, в жилищах из шкур животных и даже в домах, сделанных изо льда.

Педагог демонстрирует иллюстрации с изображениями разных домов.

В. Обогревали свои жилища люди при помощи костров. Потом научились строить дома из брёвен, обогревать их печкой. Да и сейчас в деревнях многие дома так обогреваются. В наших домах много обогревательных приборов. Назовите их. (Печка, батарея, камин, электрический обогреватель.) Чтобы они были тёплыми, надо сжечь много дров, угля, газа, нефти — природных богатств земли. Поэтому тепло надо беречь.

Сейчас мы будем экспериментировать.

Опыты с теплом.

В. Подойдите к батарее и подержите руку выше батареи и ниже. Где теплее воздух — вверху или внизу? (Ответы детей.) Тёплый воздух легче холодного, поэтому вверху теплее.

Приоткроем слегка дверь и поднесём к ней две зажжённые свечи — подержим одну внизу, а другую вверху. Пламя нижней свечи направлено внутрь группы, верхней — наружу. Почему? (Ответы детей.)

В группе тёплый воздух. Он любит путешествовать, летать, легко подниматься и убегать через щель вверху. С улицы к нам поступает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (ведь он замёрз!). Он входит в группу и прогоняет тёплый воздух. Когда открыта фрамуга — холодный воздух из неё опускается вниз (к батарее, чтобы погреться) и прогоняет тёплый. А тёплый воздух поднимается вверх и убегает через форточку. (Свой рассказ воспитатель сопровождает рисунком-схемой потока воздушных масс.)

Значит, чтобы в доме было тепло, что следует делать? (Утеплять окна, двери и т.д.) Ребята, а вы везде закрываете входные двери за собой? (Ответы детей.)

Правда, к сожалению, есть и дети и взрослые, которые почему-то не закрывают двери при входе в подъезд. О таких людях в народе говорят: неэкономный, небережливый человек.

В. Вот и закончился наш урок в школе Берегоши. О чём мы сегодня говорили? (Ответы детей.) Подойдите к столу и выберите те карточки, на которых изображено, как беречь тепло в доме. Вы их возьмёте домой и повесьте на видное место, чтобы и ваши родители помнили о бережливости.

О. Дваранская, А. Шевчинская


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх