Конспект занятия по познавательно-практической деятельности с элементами моделирования «Друзья леса»

Цель: на основе предметной модели года учить различать и называть поры года, а также месяцы, входящие в них. Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой и живой природе и уметь правильно выбирать и составлять в нужной последовательности модель наступления весны.

Формировать у детей понимание связи между прилетом птиц и условиями их существования. Сформировать понятие «этажи леса». Выявить взаимосвязи между растением и местом обитания, питания животных. Закрепить представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» зверей, птиц. Дать возможность детям на основе составления модели – схемы создать образ животных, птиц, насекомых с их наиболее существенными признаками тела, развития и появления, особенностями рта и ног, питания и места обитания, а также умения «читать» зафиксированные в модели символы. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщении и доказательствах). Воспитывать заботливое отношение к животным, птицам, насекомым, а также навыки правильного поведения в природе.

ребенок наблюдает за бабочкой

Материал: макет дерева «Этажи леса», кубы для игры «Экологическая пирамида, цепи питания», животные, птицы, насекомые (макеты), а также их иллюстрации. Карточки — иллюстрации «Как вести себя в лесу?», вопросы для Блиц — турнира «Знаете ли вы?», маркеры, схемы для составления моделей, грамзапись П.И. Чайковского «Времена года», письмо от Нейзнайки, «волшебная стрелка, аудионоситель для записи ответов детей, бейджики на всех детей.

Модели: модели различных сезонов, модель года, модели-схемы «Как нельзя вести себя в лесу?».

Методы и приемы: сюрпризный момент, рассматривание, обследование, вопросы, составление моделей.

Предварительная работа: наблюдения в природе, беседы с детьми о весне, чтение художественной литературы, проведение экологических игр: «Кто где живет», «Отгадай мой дом?». Чтение: В. Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы». Проведение бесед по теме «Некоторые сведения из жизни животных» (материалы из книги Л.П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми»), составление моделей схем для животных, птиц, рыб, насекомых.

Ход занятия

Незнайка присылает письмо, в котором сообщает, что он собирается в школу, но так как он не посещал детский сад, то просит детей получить некоторые знания о природе. В конверте оказывается «волшебная» стрелка, которая указывает им направление пути, а также кассета, на которую будут записывать все ответы детей. Кассета вставляется в магнитофон.

Воспитатель (В.). Итак, в путь, ребята. Стрелка направляет нас к этому необычному яркому кругу. Как вы думаете, что обозначает этот круг.

Дети (Д.). Модель года.

В. А давайте с вами разгадаем тайну этих букв. Что они обозначают?

Д. Месяца.

В. Сколько месяцев в году?

Д. 12

В. А, сколько пор года в году?

Д. 4

В. А какая сейчас пора года?

Д. Весна.

В. Ой, стрелка начинает двигаться, вероятно, он хочет указать нам весенние месяцы (стрелка начинает путать детей).

Дети правильно указывают весенние месяцы и называют их

В. Ребята, как вы думаете, а почему весна в нашей модели изображена зеленым цветом?

Д. потому что все кругом просыпается, начинает зеленеть, цвести, прилетают птицы с теплых краев, ярче светит солнце.

В. Молодцы, ребята, но стрелка направляет нас к следующему заданию. Перед вами модели различных пор года. Ваша задача выбрать модели весны и в правильной последовательности составить общую модель наступления весны и суметь ее «прочитать».

Ребята выполняют задание и читают свои модели.

Д. светит ярче солнце, начинает идти дождь, на проталинах появляются первые цветы (подснежники), просыпаются различные насекомые, прилетают птицы.

В. А почему, ребята, птицы прилетают позже появления насекомых?

Д. Потому что насекомые — это основной корм для птиц, и они прилетают лишь тогда, когда для них сеть уже корм.

В. Верно. Ребята, весна – это чудесная пора пробуждения природы. А давайте с вами попробуем изобразить весну средством пантомимы, под музыку П.И. Чайковского.

Звучит музыка, и дети пластическим способом изображают пробуждение природы: прилет птиц, появление насекомых, появление первых листочков, яркое солнце и т.д.

В. Стрелка двигает нас к этому интересному дереву. Это макет одного из деревьев леса. Как вы думаете, что такое лес?

Д. Лес – это большой многоэтажный дом, для зверей, птиц, насекомых.

В. Хорошо, я согласна с вами. Перед вами различные обитатели леса. Я предлагаю вам разместить их по месту обитания и затем рассказать об этих обитателях.

Ребята размещают дятла, белку, бабочку, лося, лису и крота и рассказывают о них.

Д. Белка дикий зверь. Она относиться к разряду грызунов, живет на дереве, это млекопитающее, питается орехами, желудями, грибами.

В. Молодцы ребята. А сейчас мы с вами проведем соревнование. Стрелка указывает нам путь и яркими кубами.

Дети подходят к кубам. Предлагаю ребятам с нарушением зрения подойти к кубам больших размеров. По моему сигналу ваша задача построить экологическую пирамиду для животного или птицы, с цепью питания и суметь «прочитать» ее.

Д. Белка питается орехами, орехи растут на дереве, дерево для питания необходимо солнце, вода, почва и воздух.

В. Стрелка указывает вам на столы. Садитесь, пожалуйста, за столы. У каждого из вас перевернутая карточка с различными обитателями леса. Вам необходимо заполнить схему и составить модель для вашего обитателя леса, которая должна включать в себя покров тела, особенности ног, особенности рта и тела, цикл развития и появления питания и места обитания.

Звучит спокойная мелодичная музыка. Во время составления модели воспитатель просит объяснить, что сейчас изображает ребенок. Дети работают над составлением моделей следующих обитателей леса: крот, лиса, лось, дятел, бабочка, белка.

В. друзья, мои, подойдите, пожалуйста, ко мне, мы поиграем в игру Блиц-опрос «Знаете ли вы?». Я буду задавать короткие вопросы, а вы должны предоставить короткий ответ.

Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)

Что означает плач березы весной? (сокодвижение)

какую птицу называют птицей мира? (голубь)

Какой зверь самый чистоплотный? (барсук, уходя на охоту, чистит свою шерстку от прилепившейся к ней земли)

Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец)

Кто кукует у кукушки? (самец)

Какое дерево цветет позднее всех? (липа, летом)

Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (отвар пьют от кашля)

Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (потому что она выделяет едкую желтую жидкость, которая птицам не нравиться. Раз попробовав, птица запоминает яркого жука.)

В какое время суток лучше отправляться за грибами? (с рассветом или рано утром, когда гриб самый крепкий и душистый)

В. Стрелка указывает нам на волшебный цветик-семицветик. На нем лежат перевернутые карточки. Объясните, пожалуйста, их.

Дети называют правила поведения в лесу.

В. молодцы, я надеюсь, что все вы эти правила соблюдаете приходя в лес.

Вот и закончилось наше путешествие, все вы были сегодня внимательные, умницы, молодцы и надеюсь, что ваши знания о лесе и лесных обитателях помогут Незнайке подготовиться к школе, а волшебный цветок дарит вам эти бейджики «Друзья леса».

Спасибо, ребята.

Пимененкова Е.В.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх