Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР (5-6 лет) «Времена года»

Программные задачи занятия: развивать словесно-логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику, речедвигательную координацию;

актуализировать и систематизировать представления о характеристике каждого сезона с опорой на наглядность; закреплять умения образовывать относительные прилагательные, подбирать по смыслу слова-действия, согласовывать существительное и глагол в роде и числе, составлять предложения с союзом «потому что», составлять описательный рассказ с опорой на карточки-символы; воспитывать познавательное отношение и интерес к сезонным изменениям в природе и жизни людей.

Материал и оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, модель времён года (круг, разделённый на 4 части: жёлтого, синего, зелёного, красного цветов) с дополнительным материалом (осенние листья, снежинки, белые цветы, зелёные листья, разноцветные цветы), мольберт, карточки-символы описательного рассказа по теме «Осень», сюжетные карточки по темам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», предметные карточки с изображением предметов зимней одежды, маски комара и пчелы, ромашка из бумаги, наборное полотно «Насекомые на поляне», изображения насекомых из бумаги.

Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе, беседы, рассматривание картин: «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Рожь» И. Шишкина, «Берёзовая роща» А. Куинджи, «Март» И. Левитана, заучивание и инсценировка стихотворения «Скучать некогда» Г. Ладонщикова, загадывание загадок по теме «Времена года».

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие. Для начала выясним какие времена года вы знаете? (Ответы детей.) Какое сейчас время года? (Зима.) Как называется время года перед летом? (Весна.) Какое время года между весной и осенью? (Лето.) Какое время года наступит после лета? (Осень.)

Педагог демонстрирует детям модель времён года: круг, разделённый на четыре части (жёлтого, синего, зелёного, красного цветов) и дополнительный материал к ним (осенние листья, снежинки, белые цветы и зелёные листья, разноцветные цветы).

У.-д. Ребята, для того чтобы определить о каком времени года мы будем с вами говорить, выполним упражнение «С какого дерева листок?».

Дети выполняют упражнение на интерактивной доске. Ребёнок, глядя на выпавшее на кубике изображение, называет с какого дерева листок, затем образовывает относительное прилагательное. (Лист дуба — дубовый, лист липы — липовый, лист клёна — кленовый, лист осины — осиновый, лист берёзы — берёзовый.)

На экране интерактивной доски изображение дерева, с которого опадают листья.

У.-д. Ребята, смотрите, с дерева падают листья. Когда это бывает? (Осенью.) Какие ещё признаки осени вы знаете? (Ответы детей.) Давайте с вами расскажем об осени.

На мольберт выставляются карточки-символы описательного рассказа по теме «Осень». Дети составляют по ним предложения: Наступила осень. Солнце греет меньше. Становится холоднее. На небе серые тучи. Идёт дождь. Ветер срывает с деревьев листья.

Педагог обращает внимание на дополнительный материал к порам года, предлагает выбрать тот, который соответствует осени (листья красного, жёлтого, оранжевого цвета).

Далее детям предлагается модель года.

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим осенние листья? Почему? (Ответы детей.)

Дети размещают на жёлтой части модели осенние листья.

У.-д. Да, ребята, поэтому осень называют «золотой». Послушайте загадку.

Наступили холода,

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает.

Когда это бывает? (Зимой.)

Педагог вместе с детьми выставляет на мольберт сюжетные карточки по темам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

У.-д. Ребята, покажите карточку с зимним сюжетом и скажите, почему вы выбрали именно её.

Дети составляют предложения по сюжетной карточке, используя союз «потому что».

Упражнение «Скажи правильно»

Ответьте на вопросы: Какой? Какая? Какое?

Зима, день (день какой?) — зимний день; зима, прогулка — …; зима, одежда — …; мороз, зима — …; мороз, воздух — …; мороз, погода — …; снег, покрывало — …; холод, ветер — … .

Упражнение «Зимняя одежда»

Дети выбирают карточки с изображением предметов зимней одежды. Педагог на мольберт выставляет изображение мальчика, одетого для прогулки в зимний день.

У.-д. Давайте придумаем мальчику имя. (Денис.) Денис идёт гулять. Он надел шапку из меха. Значит шапка какая? (Меховая.) Шарф из шерсти — …; перчатки из кожи — …; куртка из драпа — … .

Если одежду одевают зимой, значит она какая? (Зимняя.)

Игра «Назови “зимние” слова»

Дети передают мяч друг другу и называют слова на тему «Зима».

Педагог предлагает выбрать из дополнительного материала к порам года тот, который соответствует зиме (снежинки).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим снежинки? Почему? (Ответы детей.) Да, зима холодная, снежная.

Дети размещают на синей части модели снежинки.

У.-д. Сейчас послушайте звуки леса и скажите, о каком времени года пойдёт речь.

Используется компьютерная игра «Учимся говорить правильно» разделы: «Неречевые звуки», «Весна».

Упражнение «Договори слово»

Весной солнышко…

Весной снег…

Весной к нам птицы…

Весной на деревьях почки…

Из почек листочки…

Упражнение «Подумай и скажи»

У.-д. Слушайте внимательно, подберите к моему слову другое, подходящее по смыслу.

Снег — сугроб, дождь — (лужа).

Зима — шуба, весна — (куртка).

Дятел — дупло, скворец — (скворечник).

Грач — гнездо, лиса — (нора).

Человек — нос, птица — (клюв).

Логоритмическое упражнение

Дети стоят в кругу.

От сосулек — звон, звон.

(Хлопают в ладоши.)

Просыпайся, клён, клён.

(Поднимают руки, качают из стороны в сторону.)

Растопился снег, снег.

(Трут ладонь о ладонь.)

Ручейки в бег, бег.

(Выполняют волнообразные движения руками.)

Гром шагает: топ, топ.

(Топают.)

Почки слышно: хлоп, хлоп.

(Разжимают кулаки.)

Г. Лагздынь

Педагог обращает внимание на дополнительный материал к порам года, предлагает выбрать тот, который соответствует весне (белые цветочки и зелёные листья).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим белые цветочки и зелёные листья? Почему? (Ответы детей.)

Дети размещают на зелёной части модели белые цветочки и зелёные листья.

У.-д. Да, ребята, весной природа оживает, и поэтому много зелёного цвета.

Выходят дети в масках комара и пчелы, на ковре ромашка из бумаги. Инсценируют предварительно выученное стихотворение «Скучать некогда» Г. Ладонщикова.

Села пчёлка на цветок, опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

— Что ты ищешь там?

— Нектар!

— А тебе не надоело, не наскучило искать?

— Нет, тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

У.-д. Ребята, почему тем, кто занят делом, некогда скучать? (Ответы детей.) Вы догадались, о каком времени года мы будем говорить? (О лете.)

Педагог выставляет наборное полотно «Насекомые на поляне».

У.-д. Летом на цветочной поляне можно увидеть много насекомых. Ребята, как они передвигаются? (Ползают, летают, прыгают.) Покажите, как насекомые летают, прыгают. Давайте поможем им встретиться на нашей поляне.

Дети берут изображения насекомых, выкладывают их на поляну и составляют словосочетания.

Божьи коровки приползли.

Жуки прилетели (приползли).

Кузнечики прискакали.

Пчёлы прилетели.

Муравей приполз.

Гусеница приползла.

Стрекозы прилетели.

Бабочки прилетели.

Педагог обращает внимание на дополнительный материал к порам года, предлагает выбрать тот, который соответствует лету (разноцветные цветы).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим разноцветные цветы? Почему? (Ответы детей.)

Дети размещают на красной части модели разноцветные цветы.

У.-д. Лето часто называют «красным», потому что светит ярко солнце, расцветают цветы.

У.-д. (обращает внимание детей на собранную модель года). Мы с вами вспомнили все поры года. Какое время года у нас на модели синего (жёлтого, зелёного, красного) цвета? (Ответы детей.) Почему оно обозначено таким цветом? (Ответы детей.) Какое время года вам нравится больше всего? Почему? (Ответы детей.) Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей.) Может кого-то что-то огорчило сегодня? (Ответы детей.)

Наше путешествие закончилось. Мне очень понравилось с вами путешествовать. С вашей помощью времена года стали ярче, заметнее, интереснее. До новых встреч!

С. Духовник,
учитель-дефектолог первой категории


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх