Занятие по развитию речи для детей средней группы «Лесные жители»

Задачи: учить, внимательно слушать, понимать художественное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию; расширять знания о диких животных и их жилищах; продолжать учить употреблять в речи прилагательные, характеризующие персонажей; совершенствовать умение правильно употреблять пространственные предлоги (за, под, из-за, возле, из, в);упражнять детей в образовании слов обозначающих детёнышей животных, построении сложносочинённых предложений с союзом «а»; развивать связную речь, воображение, логическое мышление, наблюдательность; воспитывать интерес к художественной литературе.

Предварительная работа: чтение произведений Е. Чарушина «Медвежата», «Волчата», «Про зайчат», «Как лошадка зверей катала» и др.; словесные игры: «Назови признак», «Ты мой кусочек», «Чьи детки», «Раскрытое письмо», «Подскажи словечко»; лабиринт «Где, чей домик»; дидактические игры: «Назови семью», «Следопыты», «Кто у кого», «Малыши спрятались»; рассматривание иллюстраций к произведениям Е.Чарушина; знакомство с портретом Е.Чарушина; словарная работа.

Материал и оборудование: картинки с изображением животных, следы животных, декорации леса, кукольная мебель, игрушка лисёнка, мольберт, произведение Е.Чарушина «Лисята».

Ход занятия

Ритуал приветствия (стоя в кругу на ковре).

Воспитатель (В.).

Сейчас становитесь, дети, в круг—

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Сюрпризный момент.

В. (обращает внимание на шевелящийся сапог).

Откуда он взялся? А почему он шевелится? Может, в него кто-то залез? (предположения детей.) Ребята, кто смелый, подойдите и посмотрите, кто там. Ой, да это же лисёнок.

Игра «Назови какой» (сидя на стульчиках полукругом).

Воспитатель предлагает детям рассказать про лисёнка, какой он. (Пушистый, рыжий, ласковый, хитрый и т. д.)

Ребята, а как вы думаете, откуда он к нам прибежал? А как называется домик лисёнка? (Нора.)

А почему лисёнок залез в сапог? (Спрятался, подумал, что норка, захотел поиграть и т.д.)

Если лисёнок любит играть, значит он какой? (Игривый, шаловливый, озорной, шустрый и т. д.)

Игра «Назови детёнышей» (стоя на ковре).

Воспитатель предлагает детям вспомнить детёнышей животных. Ребята передают лисёнка, друг другу и называют взрослого животного, а тот, кто принял лисёнка, называет детёныша (медвежонок, бельчонок, зайчонок, и т.д.)

Игра «Прятки» (стоя вокруг стола).

Воспитатель приглашает детей к столу с игрушечной мебелью.

В. Ребята, лисёнок такой озорной, что ему не сидится на месте, и он хочет свами  поиграть.

Посмотрите, куда он залез? (В шкаф). Откуда он вылезает? (Из шкафа.) А теперь куда спрятался? (Под стул.) А сейчас куда? (За кресло.) Откуда вылезает лисёнок теперь? (Из-за дивана.) Где он уселся? (Возле окна.) Вы только посмотрите, как у него всё хорошо получается, ну настоящий ловкач!

Воспитатель предлагает детям поиграть с лисёнком, посадить его в разные места. Ребята садят лисёнка в разные места и называют действия с ним, употребляя разные предлоги.

В. Вы знаете, что писатель Евгений Чарушин очень любил наблюдать за зверями и писал о них рассказы. Давайте вспомним его рассказы, которые нам знакомы.

Чтение рассказа Е.Чарушина «Лисята», беседа по прочитанному (сидя на стульчиках полукругом).

Сегодня, ребята, я познакомлю вас с новым рассказом Е.Чарушина «Лисята». (Читает рассказ.)

Вопросы по содержанию:

  • Вам понравился рассказ?
  • Кто запомнил, как он называется?
  • Кто его написал?
  • Оком говорится в этом рассказе?
  • Какие были лисята? (Шустрые, шаловливые, ловкие и т. д.)
  • Почему охотник, придя домой, не мог найти лисят?
  • Как он их нашёл?
  • Почему автор говорит про лисят «вот какие ловкачи»?

Повторное чтение понравившегося отрывка.

В. Ребята, а что вам больше всего понравилось в рассказе?

Вы хотите послушать этот отрывок ещё раз? (Чтение понравившегося отрывка.)

Посмотрите, наш лисёнок загрустил, его нужно отнести к маме, друзьям.?

Физкультминутка.

Дети под музыку идут в лес, (заранее подготовленная лесная полянка) преодолевая препятствия

Дыхательное упражнение.

В. Ребята, вот мы и на лесной полянке. Посмотрите как здесь красиво! Какой воздух свежий, чистый, как легко дышится (глубокий вздох, медленный выдох 2—3 раза). А вот снежинки в небе кружатся и тихо на землю ложатся. Подуем на снежинку.

Игра «Следопыты» (стоя).

Воспитатель обращает внимание детей на следы зверей.

В. Посмотрите, на снегу остались звериные следы. Но мы же с вами следопыты, сейчас мы по следам узнаем, кто здесь был. Как вы думаете, кто здесь пробежал? (Ответы детей.) А почему вы решили, что это заячьи следы? А это, чьи следы? (Лисьи, волчьи, медвежьи.)

Молодцы, ребята.

Игра «Кто где живёт?» (сидя на ковре).

Воспитатель предлагает детям взять свои «волшебные бинокли», посмотреть на картинку, рассказать, каких зверей они увидели и как называется их жилище.

(Дети называют.):

  • Я вижу медведя, он спит в берлоге.
  • Я вижу дупло белки.
  • Я вижу логово волка.
  • Я вижу нору лисы. И т. д.

В. Иди, Лера, посади лисёнка возле норы. Куда ты посадила лисёнка? (Возле норы.)

Воспитатель обращает внимание детей на альбом с фотографиями зверей.

В. Ребята, посмотрите, какой интересный альбом нам подарили звери на память о себе! Предлагает рассмотреть его.

Игра «Кто, что делает?» (сидя на стульчиках).

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и рассмотреть карточки, на которых изображены 2 разных животных, выполняющих разные действия.

Посмотрите на них и расскажите о том, что они делают (составить предложение с союзом «а»). Например: Медведь катается на лыжах, а лиса играет с мячом и т.д.

Воспитатель даёт образец, затем дети составляют предложения с союзом «а».

Итог занятия.

С. Кононова


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх