Конспект занятия по развитию речи и культуре речевого общения в старшей группе «Зима настала»

Задачи: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Зима»; учить согласовывать прилагательное «зимний» с существительными в роде (зимний, зимняя, зимнее);

упражнять в образовании имён существительных множественного числа родительного падежа (снега, снежинок, льда, сугробов, метелей, вьюг, снеговиков, санок, забав), в подборе однокоренных слов к слову «снег»; развивать внимание, логическое мышление, умение отгадывать загадки; воспитывать любовь к художественному слову и природе родного края.

Материал: 3—4 картины о зиме (разные по характеру, настроению, содержанию), 4 схемы-модели по стихотворению «Зима» И. Сурикова.

Предварительная работа: рассматривание картинок с зимним пейзажем; отгадывание загадок о зиме; прослушивание грамзаписи «Времена года»; наблюдение за зимними изменениями в природе.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дети, вы знаете, кто сочиняет сказки, пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Кто пишет картины? Хотите побывать на художественной выставке? Заходите в выставочный зал. Дети подходят к выставленным картинам.

В. Что изображено на картинах? Какая пора года? Какие приметы зимы вы знаете? Ребята, зима, какая? Рассмотрите внимательно картины. Что вы на них видите? Как называется картина, на которой изображена природа (пейзаж)? Художники рисуют разные поры года. На этих картинах изображена зима. Как мы можем назвать эти пейзажи одним словом? (Зимние.) А сейчас будьте внимательны. Скажите: сегодня день какой? (Зимний.) Погода какая? (Зимняя.) Солнце какое? (Зимнее.) Дорога какая? (Зимняя.) Небо какое? (Зимнее.) Улица какая? (Зимняя.)

А теперь мы с вами поиграем в «зимние слова». Я назову слово, а вы скажете мне, много этого бывает зимой или нет.

Снег – зимой много снега.

Снежинка – зимой много снежинок.

Лёд – много льда.

Сугроб – много сугробов.

Метель – много метелей.

Вьюга – много вьюг.

Снеговик – много снеговиков.

Санки – много санок.

Забава – много забав.

Зима — очень красивая пора года. Не только художники рисуют, но и поэты воспевают её в стихах. Сейчас я вам прочту стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима».

В. Ребята, вам понравилось стихотворение Ивана Сурикова «Зима»? Я вам ещё раз прочту его, а вы слушайте внимательно, так как будете заучивать его наизусть.

Повторное чтение стихотворения «Зима»

В. О чём рассказывается в стихотворении? Как вы думаете, какая погода была накануне? Как вы это поняли? Вспомните, как говорится об этом в стихотворении? Какими словами сказано о снеге? Какой он? Куда снег падает? Какое поле стало под утро? Как сказано о зимнем убранстве леса? Каким стал лес? Что делает лес под шапкой? О каких днях говорит поэт в стихотворении? Какие дни зимой? (Ответы детей.) Сейчас я прочту вам стихотворение с использованием схем-моделей.

Вначале рассказывают стихотворение те дети, которые быстро запоминают. Воспитатель следит, чтобы дети читали ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Заканчивается заучивание наиболее ярким исполнением, вызывается выразительно читающий ребёнок. После чтения стихотворения вторым ребёнком проводится физкульминутка.

Физкультминутка.

А мороз-то, ой-ой-ой, (Обхватить свои плечи руками и поёжиться)

Но не хочется домой (Покачать головой из стороны в сторону.)

Руки трите, трите, трите, (Тереть рукой о руку.)

Ручками похлопайте (Далее выполнять движения, описанные в тексте.)

И на ручки подышите. (Подышать на руки, сделав длительный выдох.)

Ножками потопайте,

Попрыгайте на месте,

А после сядьте вместе.

В. (подводя итог занятия). Ребята, давайте вспомним, как называется стихотворение? Кто написал? Чем мы ещё занимались на занятии? (Ответы детей.)

С. Видасева


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх