Конспект занятия по шахматам с дошкольниками «На черно-белом крыльце сидели»

Дети и руководитель шахматного кружка одеты в черно-белую одежду.

Ведущий (В.). Дети, мы с вами сегодня заглянем в «Шахматное королевство». Давайте задумаемся и расскажем, как вокруг, в жизни сочетается черный и белый свет. Я начну, а вы продолжите.

1. Черные буквы…

на белых страницах.

2. Черные птицы…

сидят на снегу.

3. Белые аисты…

в черном гнезде.

4. Черные кошки…

на белой трубе.

5. Черный котенок…

сметаны поел.

6. Черный чертенок…

схватил белый мел.

Ведущий предлагает записать на карточках мелками «шахматный диктант».

Как обозначаются сильные фигуры?

Король

Слон

Ладья

Ферзь

Конь

Дети пишут на листочках, а ведущий — на доске, затем называют фигуру и букву, которой она обозначается.

В дверь стучат, входит посыльный и передает ведущему конверт от Белой Королевы. В конверте — вопросы и задания, красиво оформленные на черных и белых клеточках (по числу детей). Дети отвечают по желанию.

Сколько рядов занимает на шахматной доске построение каждой армии?

Чей ход всегда первый?

Какая фигура самая слабая, как она называется, и почему?

Расскажи про чудесные превращения пешки.

Какая фигура самая сильная? Какое у нее имя? На какую клетку она становится при построении в начале игры?

Расскажи правила построения шахматных фигур перед началом игры («Шахматная считалочка»).

Почему конь ходит буквой «Г»?

Проводится игра с «Шахматным ковриком», по клеткам которого дети могут передвигаться, изображая, как ходит шахматный конь.

Что такое «шах» и что такое «мат»?

В. Белая Королева прислала в конверте не только задание, но и призы для ребят, которые были лучшими капитанами команд в течение года. Поздравим их все вместе! (Ребятам-капитанам вручаются книги.) Дети, поприветствуем своих друзей аплодисментами.

В. Мы любим шахматы! А за что мы любим шахматы?

В. С шахматами можно…

Дети. Поиграть.

В. С шахматами можно…

Дети. Помечтать.

В. С шахматами можно…

Дети. Победить!

В. С шахматами можно…

Дети. Подвиг совершить!

Считалка построения

На черно-белом крыльце сидели:

Король, Королева,

Два офицера,

У них — два Коня

Возле башен — Ладьи

И строй солдат

Стоит впереди.

Чей ход первый,

тот — выходи!

Считалочка пешки

А3 — иди и смотри,

А4 — плечи шире,

А5 — за границей воевать,

А6 — в засаде сесть,

А7 — близко совсем,

А8 — в Королевы просим!

Чей ход первый?

Утро вечера мудренее,

Белый цвет начинает бой,

Черный цвет может быть сильнее,

Если ты владеешь собой.

Конь

Звук «Г» подобен ржанию коня.

Спросите вы сегодня у меня,

Как ходит конь

на шахматной доске?

И я отвечу: ну, конечно, буквой «Г»!

Пешка

Солдатик усталый, идущий пешком,

Зовется Пешкой, ему не легко,

Но если дойдет до восьмого ряда,

Шаг за шагом, то ждет его награда:

Корона Ферзя или мощь Ладьи.

Иди вперед, назад не гляди!

Королева

Когда враги ворвались в царство,

Отстригла косу Королева,

Надела на себя мужское платье

И воевать в доспехах захотела.

Есть клетки белые, а есть, как чернозем,

А Королеву смелую зовут с тех пор Ферзем.

Конспект занятия по шахматам с дошкольниками выполнила Васильева М.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх