Занятие по развитию активного словаря у детей «Приключения птенца»

Конспект занятия в средней группе ДОУ

Программное содержание:

  • расширять активный словарь детей качественными прилагательными;
  • упражнять в употреблении существительных в родительном падеже единственном и множественном числе, в образовании звукоподражательных глаголов, уменьшительно-ласкательных наименований;
  • активизировать использование разных видов предложений;
  • развивать умение придумывать события, предшествующие и последующие изображенному на картине, стимулировать словесное творчество через использование предметно — схематических моделей;
  • воспитывать гуманное и бережное отношение к птицам и среде их обитания.

Материал: картина «Весенние хлопоты», та же картина, разрезанная на части, аудиозапись «Пение птиц», картинка с изображением птенца, только что вылупившегося из яйца, текст на плакате для упражнения «Добавь слово», предметно – схематические модели с изображением птенца на каждого ребенка, книжки – малышки «Приключения птенца» с чистыми листами.

Предварительная работа: рассматривание картины «Весенние хлопоты» и составление описательного рассказа по ее содержанию.

Ход занятия:

На ковре по кругу заранее разложены детали картины «Весенние хлопоты».

Организационный момент.

Воспитатель (В.).

Раз, два, три, четыре, пять –

Круг большой пора собрать.

Ты часть круга, я часть круга.

Поприветствуем друг друга (дети приветствуют друг друга).

— Ребята, внутри нашего круга еще один круг из деталей картины. Присядьте на ковер, возьмите по детали и расскажите, части чего или кого вы на ней увидели (Воспитатель дает образец). Затем дети складывают целую картину.

В. Вспомните, как называется эта картина?

Воспитатель приглашает детей сесть на стулья перед мольбертом с картиной «Весенние хлопоты».

Педагог читает стихотворение, связанное с содержанием картины:

— Как – то ранней весной

На опушке лесной

Собрались стаи птиц:

И сорок, и синиц,

И кукушек, и дроздов —

Каждый к празднику готов:

Новоселье у скворца, у весеннего певца!

— На опушке собралось много птиц и, конечно, они поют, радуются весне. Давайте послушаем их пение (прослушивают аудиозапись).

— Ребята, как поет воробей? (Чик–чирик.) Значит, он что делает? (Чирикает.)

— Как поет кукушка? (Ку-ку.) Значит, кукушка…(кукует.)

— Какие звуки издает ворона? (Кар-кар.) Значит, она… (каркает.)

— Как «говорит» утка? (Кря-кря.) Значит, утка…(крякает) и т.д.

Предложения «воробей чирикает», «кукушка кукует» и т.д. повторяются несколькими детьми.

— Раз на новоселье прилетели дрозды, то на опушке будут слышны голоса кого … (дроздов).

— Раз прилетели скворцы, то будут слышны голоса…(скворцов).

— Прилетели синицы, будут слышны голоса … (синиц).

— Раз прилетели кукушки, то слышатся голоса … (кукушек) и т. д.

Существительные закрепляются несколькими детьми.

— Дети, как вы думаете, почему ребята решили повесить скворечник? Что было до того, как они пришли на опушку? А что будет после того, как они повесят скворечник? Что произойдет после того, как в скворечнике поселятся скворцы? (Птица – мама снесет яйца, и из них вылупятся птенцы.)

— И птенец, который вылупился из яйца, был такой (картинка с изображением птенца, только что вылупившегося из яйца.)

— Птенец похож на комочек пуха, он …(пушистый, мягкий, нежный.)

— Птенец испугался стрекозы, потому что он … (пугливый, несмышленый, трусливый).

— Птенец хочет все знать, ему все интересно, значит птенец какой… (любознательный, любопытный.)

— Птенец играет с котом, значит он какой? (Смелый, неосторожный, глупый, неосмотрительный.)

— Птенец хотел взлететь, да упал на дно гнезда. Какой он сейчас? (Неумелый, неуклюжий.)

—Ребята, я сейчас хочу кое в кого превратиться, а вы постарайтесь догадаться в кого? Давайте выйдем на ковер. (Воспитатель изображает важно шагающую и машущую крыльями птицу).

— В кого я превращалась? Как вы думаете, я похожа на взрослую птицу или на птенца? Почему на взрослую птицу?

— Я предлагаю вам превратиться в птенцов.

Педагог проговаривает слова стихотворения, сопровождая их движениями, которые выполняют и дети.

В. Маленькие птенчики крылышками машут,

Маленькими лапками в гнездышке пляшут.

Головками кивают,

Хвостиком виляют,

Друг друга согревают.

При повторном проговаривании текста воспитатель привлекает детей к проговариванию уменьшительно – ласкательных существительных. Затем дети по приглашению педагога садятся на стулья у мольберта.

— Так этот пушистый, нежный, несмышленый…а еще какой? (повторение качественных прилагательных)…Этот птенец все – таки вывалился из гнезда. А то, что с ним приключилось, мы расскажем вместе.

Упражнение «Добавь слово»: воспитатель читает текст на плакате, делая паузы перед картинками, которые дети называют словами.

В. Жила – была…(изображение птицы). Весной она свила гнездо и снесла… (изображение яиц в гнезде). Из яиц вылупились… (изображение вылупившихся птенцов). Один из… (изображение птенца) был особенный непоседа. Он вывалился из… (изображение гнезда). Внизу, на земле, было много интересного. Он попрыгал вместе с… (изображение лягушки), порхал вместе с… (изображение бабочки), ходил вразвалочку с большой черной… (изображение вороны). Его приключения только начинались.

— А вот что с ним произошло дальше, мы сейчас… придумаем.

Дети садятся за столы, на которых разложены предметно-схематические модели на каждого ребенка. Они придумывают и озвучивают свои сочинения. Воспитатель при необходимости осуществляют индивидуальную помощь, задавая дополнительные вопросы, побуждает к использованию различных грамматических конструкций, уже знакомых прилагательных.

В. Замечательные у вас получились истории! Все со счастливым концом. Ребята, а вы обратили внимание, как много мы рассказали о птенце на нашем занятии? Все началось с того, что дети повесили скворечник на дерево, потом… Что произошло потом? Какой был птенец? Что случилось с птенцом? Кого он повстречал?

— Ребята, как вы думаете, птенец вернется домой в скворечник на опушке? (Если да, то кто ему в этом поможет. Если нет, то что с ним будет.)

— Получилась очень длинная история, прямо можно книгу написать… И я хочу подарить вам книжки «Приключения птенца». Откройте их. (Дети открывают, удивляются, что в книгах чистые страницы). Я специально подарила вам книги с чистыми страницами, потому, что я хочу, чтобы вы сами стали авторами этих книг. Вы в них нарисуете все, что приключилось с нашим птенцом, а если захотите, я помогу вам записать ваши истории. Я думаю, что наш птенец еще многое повидает, вырастет и будет петь нам чудесные песни.

По желанию дети принимаются за заполнение страниц в своих книжках-малышках.

В. Дробышевская


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх