Занятие по развитию речи для детей 4—5 лет «Городские птицы»

Цели: развивать диалогическую речь детей, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту; активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения, учить произносить слова и фразы с разной силой голоса, четко выделять звук в слове, правильно и отчетливо произносить звуки «с», «ш», «р»; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа.
Наблюдение за городскими птицами во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов о поведении городских птиц, заучивание стихов, загадок, чистоговорок о птицах.

Оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц по количеству детей, картина с изображением солнца, маски-интонации (3 шт.), перья птиц — по количеству детей, аудиозапись голосов птиц.

Ход занятия

Дети садятся на ковер, делают вид, что спят. Входит педагог.

Воспитатель (В.).
Доброе утро! Птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встает и идет по делам.
Дети стоят в кругу. Педагог предлагает детям сказать друг другу «Доброе утро!»

В. Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, улыбаясь, весело.) Почему?
Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу.
Педагог еще раз читает строки стихотворения, а затем спрашивает: «Назовите пору года, когда птицы  улетают в теплые края. (Осень.) Найдите в стихотворении фразу, которая не подходит к осени».

Если ребята затрудняются, предложить прочитать заранее заученное стихотворение.
Заглянула осень в сад,
Птицы улетели.
Целый день в саду шуршат
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается,
Воробей в саду вздохнет
А запеть стесняется.
Дети находят ошибку (осенью птицы не поют, многие из них улетают в теплые края). Педагог и дети называют перелетных и зимующих птиц.

Физкультминутка.

В. Ой-ой-ой, ой-ой-ой,
К нам пришел волшебник Ной.
Он руками замахал,
Всех детей заколдовал:
Дети руки вверх подняли
И деревьями вдруг стали.
Шумят деревья от ветра — фу-фу-фу,
Шуршат ветками — ш-ш-ш,
Шелестят листочками — с-с-с.
Дети поднимают руки вверх, машут руками, шевелят пальцами.
Педагог продолжает:
Тут же птицы прилетели,
На деревья дружно сели.

Педагог раздает детям картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, предлагает детям рассмотреть их и выполнить задание. Картинки с изображением зимующих птиц поместить на фланелеграф, а картинки с перелетными птицами положить на журнальный стол.

Воспитатель предлагает загадку:
Особа всем известная,
Она крикуха местная,
Увидит тучку темную —
Взлетит на ель зеленую.
И смотрит словно с трона.
Кто она?  (Ворона.)
Дети находят ее на фланелеграфе, отмечают, что ворона — самая большая среди городских птиц. Педагог читает вторую загадку:
Птичка-невеличка,
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок.
Кто это?  (Воробей.)

В. Посмотрите и расскажите, воробей какой? (Маленький, шустрый, коричневый…)
Как мы его ласково назовем? (Воробышек, воробьишко…)
А  теперь сравните ворону и воробья.
Лапки у воробья какие? (Маленькие лапки, малюсенькие.)
А у вороны лапы какие? (Большие, большущие лапищи.)
У воробья голова какая? (Маленькая головка, малюсенькая.)
А у вороны? (Большая голова — головища.)
У воробья клюв какой? (Маленький клювик.)
А у вороны? (Клюв большой, черный — клювище.)
У воробья глаза какие? (Глазки маленькие — бусинки.)
А у вороны? (Глаза большие — глазищи-чернищи).
У воробья хвост какой? (Малюсенький хвостик.)
А у вороны? (Большой черный — хвостище.)
Педагог предлагает пальчиковые игры.

1. «Птичка».
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы — голова, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими. Дети вместе с педагогом выполняют движения и читают стихотворение.

Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.

2. «Птенчики в гнезде».
Дети обхватывают пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелят.

В. Как называются детеныши птиц вороны, воробья? (Птенцы вороны — воронята, птенцы воробья — воробьишки.)
Педагог предлагает детям послушать слова чистоговорки и повторить их с разной силой голоса — сначала тихо, затем громче и наконец громко:
Ворона проворонила вороненка.

При произношении чистоговорки педагог выделяет звук «р». Затем предлагает детям маски-интонации. На этот раз эту чистоговорку произнести:
— вопросительно (дятел);
— удивленно (сова);
— испуганно (ворон).

Психогимнастика с «волшебными перьями…»

Педагог предлагает детям сесть на ковер, расслабиться и послушать пение птиц в аудиозаписи.

Н. Сидорович


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх