Глинотерапия: развитие личности ребёнка в процессе расширения опыта тактильного восприятия

Глинотерапия — одно из направлений здоровьесберегающей педагогики. Она расширяет возможности личности в социальной адаптации. Для того чтобы внутреннее состояние и самоощущение человека, а также ситуация вокруг него начали положительно изменяться, необходимо нечто совершить. Таким реальным созидательным действием становится лепка из глины.

Глинотерапия базируется на некоторых глубинных аспектах:

Энергетический аспект. Для того чтобы прийти к гармоничному успешному состоянию, необходимо освоить три процесса: собирание, удержание, расслабление. Собирание связано с нашей способностью накапливать жизненные силы, энергию. Откуда мы берём эти силы? Кто-то говорит, из космоса, кто-то — от природы, а кто-то — от других людей. Эта энергия является нашим стартовым капиталом для положительных изменений. Но мало накопить её, необходимо ещё и удержать. Собирание и удержание связаны с активным действием, а значит, с определённым напряжением. Поэтому необходимо научиться расслаблению.

Образы этих процессов и состояний можно создать из глины. Куб символизирует собирание, шар — удержание, плоскость — расслабление. Таким образом, лепка куба на подсознательном уровне формирует энергию собирания, лепка шара формирует энергию удержания, лепка плоскости позволяет расслабиться.

Подобный эффект достигается благодаря движениям рук и пальцев, с помощью которых создаются эти формы. Когда мы лепим куб, пальцы делают собирающие движения, когда катаем шар — сжимающие и удерживающие, когда лепим плоскость — растираем глину расправленными ладонями.

Аспект экстериоризации подразумевает вынесение вовне внутренних процессов: происходит как бы «материализация» состояний. Мы лепим из глины своё состояние или проблему. А когда внимательно изучаем творение, внутреннее чувство подсказывает нам, какие изменения ему необходимы. И здесь действительно начинается волшебство! Мы в реальности осуществляем самую настоящую метаморфозу. Например, психолог работает со страхами. Ребёнок лепит свой страх, проговаривает его — это уже выход эмоции, состояния. Затем малыш делает его добрым, красивым, т.е. изменяет сам. Приобретая глиняный образ, эмоция попадает в ловушку. Мы от неё не убегаем. Наоборот, она остаётся у нас в форме сжатой, отвердевшей информации. «Вот он, твой страх», — скажем мы малышу. — «Ты можешь взять его в руки». Фактически мы управляем эмоцией. Это и есть гармонизация личности ребёнка.

Аспект самоутверждения. Из глины может лепить каждый. Каждый может скатать шарик или колбаску, расплющить их пальцами, а потом соединить всё это, создав скульптуру. Здесь нет образцов, которым нужно следовать. Единственный проводник — внутреннее ощущение гармонии, чувство ребёнка «Я могу!». Так преодолевается комплекс неполноценности. Здесь нет «правильно-неправильно», «красиво-некрасиво» — здесь всё правильно и всё красиво.

Богатко И.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх