Массаж в логопедической практике

Использование элементов укрепляющего и расслабляющего массажа в коррекции речевых расстройств у детей дошкольного возраста

В последние годы существенно увеличился процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции. В связи с этим возникла необходимость использовать наряду с традиционными методами — артикуляционной гимнастикой, комплексов упражнений для постановки звуков — и новых технологий, помогающих достигнуть нужного результата в коррекционной работе с детьми в более короткие сроки. Среди них — массаж и самомассаж, которые стали нашими спутниками в преодолении нарушений звукопроизношения у детей с ОНР и доказали на практике свою значимость и необходимость.

Основными приёмами массажа, используемыми в работе с детьми являются:

  • поверхностное поглаживание;
  • разминание;
  • растирание;
  • вибрация.

Применение массажа и самомассажа в коррекционной работе по преодолению речевых расстройств мы начали уже давно, когда при обследовании у большинства детей было отмечено изменение мышечного тонуса в общей мускулатуре и в органах речевого аппарата: наличие приоткрытого рта, обильного слюнотечения, поражение мышц языка с одной стороны, отклонение языка в ту или иную сторону, нарушение подвижности артикуляционных мышц, просодической стороны речи, нарушение фонематического восприятия, звукопроизношения и мелкой моторики пальцев рук.

Нашими основными помощниками в теоретической и практической работе с детьми по преодолению речевых расстройств с помощью массажа и самомассажа явились книги Е.А. Дьяковой «Логопедический массаж», Е. Краузе «Логопедия», И.В. Блысиной, В.А. Ковшикова «Массаж в коррекции артикуляционных расстройств». Считаем, что в них наиболее полно и доступно освещены:

  • анатомо-физиологические сведения о строении и функции тех мышц, в области которых проводится логопедический массаж;
  • показания к проведению массажа в логопедической практике;
  • основные цели, виды и приёмы логопедического массажа и самомассажа рук, плечевого пояса и шеи, лица, язычной мускулатуры;
  • приведены примерные стихотворные тексты, сопровождающие массаж, содержание и ритм которых максимально приближаются к характеру самих движений и помогают возникновению у детей конкретных образов и желанию перевоплощаться в них, повышая при этом интерес к массажу;
  • схемы классического массажа лица, язычной мускулатуры без учёта формы и степени выраженности дефекта, что даёт возможность, опираясь на эти схемы, использовать в своей работе элементы массажа дефектологам без специальной подготовки и родителям.

Уже с младшей группы мы начали проводить пассивную гимнастику для пальцев рук (массаж кистей рук) с использованием приёмов поглаживания, лёгкого растирания и вибрации.

Поглаживание — это обязательный приём, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Это наиболее щадящий приём. При поглаживании кисть как бы ласкающими движениями медленно и ритмично скользит по поверхности кожи, слегка касаясь её. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, его выполнение не должно вызывать покраснение кожи.

Растирание — этот приём выполняется с применением определённой силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей (рука не скользит по коже, а сдвигает её). Растирание может выполняться подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движения осуществляются в прямом и спиралевидных направлениях.

Вибрация заключается в нанесении один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Выполняется концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами, кроме большого. Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а лёгкая, слабая — снижает.

Активная гимнастика с предметами (твёрдые шарики, мячики, толстые карандаши, фломастеры, ручки, сборные матрёшки, пирамидки, обводки, мозаики, бусы, шнуровки, прищепки и т.д.) вызывают у детей больший интерес и развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику малыша.

Со второго периода работы в младшей группе мы начинаем проводить массаж лица и шеи, применяя направления и типы движений, используемые при классическом логопедическом массаже без учёта формы и степени выраженности дефекта: поглаживание, растягивание, разминание, вибрацию.

  • Массаж лба выполняется поглаживающими, разминающими, вибрационными движениями, направленными от середины лба к вискам, а потом от бровей к волосистой части головы.
  • Массаж щёк выполняется поглаживающими, разминающими, растягивающими движениями в направлении от уголков рта к вискам по щёчной мышце, а потом от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.
  • Массаж носа выполняется поглаживающими, растирающими, вибрационными движениями вдоль крыльной части носовой мышцы.
  • Массаж носогубной складки выполняется поглаживающими движениями в направлении от крыльев носа к углам губ.
  • Массаж губ выполняется поглаживающими, растирающими, вибрационными движениями от середины верхней губы к углам и от середины нижней губы к углам.

Все эти комплексы сопровождаются проговариванием стихов различных авторов и придуманными нами, объединённых единой тематикой в соответствии с сезоном, лексической темой.

Начиная со средней группы наряду с артикуляционными упражнениями, работой по формированию диафрагмального дыхания особое внимание уделяется проведению логопедического массажа лица и язычной мускулатуры.

Логопедический массаж языка выполняется в следующем порядке:

  1. Поглаживающие движения по продольным мышцам языка от корня или средней части к кончику.
  2. Ритмично надавливающие движения по вертикальным мышцам от корня языка к кончику и обратно.
  3. Поглаживающие движения по поперечным мышцам языка из стороны в сторону продольно и зигзагообразно.
  4. Вибрирующие движения с помощью шпателя или зубной щётки от корня языка к кончику.
  5. Потягивающие движения по подъязычной уздечке снизу вверх до лёгких болевых ощущений.

Такой массаж помогает укрепить мышцы языка, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков, сократить сроки постановки звуков, улучшить качество их произнесения даже при сложном дефекте — боковом произношении, который очень трудно поддаётся коррекции.

В старшей группе привлекаем детей к самомассажу. Самомассаж — это массаж, который выполняется самим ребёнком и является одним из средств, дополняющих воздействие основного массажа. Самомассаж проводится не только на индивидуальных, но и на подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию звукопроизношения и по обучению грамоте в ходе динамических пауз, где стихотворное сопровождение также соответствует теме занятия.

Игровая форма работы привлекает ребят, они выполняют упражнения с большим интересом и удовольствием, с радостью перевоплощаются в «зверюшек». Использование самомассажа вызывает у детей положительные эмоции, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.

Можно сделать вывод, что применение массажа в работе учителей-дефектологов с детьми, страдающими речевыми нарушениями, должно стать неотъемлемой частью их деятельности, так как массаж и самомассаж лицевой мускулатуры, языка вместе с артикуляционной и дыхательной гимнастикой, комплексом упражнений для постановки звуков у детей с ОНР даёт возможность достичь прекрасных результатов: укрепить мышцы, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков; помочь детям в короткий срок овладеть чистым звукопроизношением; нормализовать эмоциональное состояние; укрепить веру в собственные возможности.

Бельская О.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх