Начальные этапы логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями

Выбор оптимальных путей обучения и развития осуществляется на основе анализа особенностей познавательной деятельности детей. Всестороннее логопедическое обследование ребёнка с интеллектуальными нарушениями — непростая задача.

«Особым» детям сложно выполнять тестовые задания, и, кроме того, их потенциал невозможно оценить за 1—2 занятия. В связи с этим наиболее эффективным является метод наблюдения и «обучающего эксперимента». Фиксирование результатов позволяет обобщить наблюдения и разработать индивидуальные маршруты развития «особого» ребёнка, а также отследить его успехи на разных этапах и по мере необходимости вносить необходимые коррективы.

Ключевым моментом является одновременное «погружение» ребёнка в процесс как восприятия и понимания речи, так и в формирование собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речевую сферу коррекционная работа должна охватывать все основные формы детской деятельности, способствовать развитию высших психических функций, познавательной деятельности.

Для более чёткой организации логопедического воздействия весь процесс обучения мы разделили на несколько этапов, в каждом из которых определились цели и задачи, даны общие рекомендации, предложены игры и упражнения для их использования.

Период пребывания ребёнка на том или ином этапе обучения может быть разным в зависимости от тяжести нарушения в интеллектуальной сфере. Соответственно, одни дети могут усваивать материал быстрее, другие — медленнее.

I этап

Следует отметить, что в специальный детский сад поступают дети, которые в основном уже прошли этот этап своего развития. Поэтому описанная здесь работа в практике используется не часто.

Первый блок. Предназначен для работы с детьми, у которых голосовая активность проявляется в крике или плаче. Эмоциональное общение выражено слабо, улыбка или смех недостаточно выразительны или отсутствуют вообще.

Цели: установление положительного эмоционального контакта посредством:

1. Накопления чувственного опыта путём воздействия тактильных раздражителей.

2. Зрительно-слуховой стимуляции через предоставление возможности:

— рассматривать контрастные по цвету детали (чёрно-белые фигуры или буквы);

— следить за передвигающимися объектами;

— прислушиваться к звукам речи взрослого (изменяя интонации голоса, чередуя переклички с молчанием) и звучанию музыкальных игрушек (играя ими с различных сторон).

Второй блок. Предназначен для работы с детьми, с которыми можно установить эмоциональный контакт, вызвать некоторое оживление, интерес, голосовую активность.

Цели:

1. Стимулирование голосовых реакций, лепета путём вызывания переклички, произнесения новых звуков и слогов.

2. Развитие слухо-зрительного восприятия путём:

— привлечения внимания к яркой звучащей игрушке, медленно перемещая её слева направо, сверху вниз и наоборот;

— использования эмоционально-игровой ситуации: прятаться от ребёнка и неожиданно появляться.

3. Развитие артикуляционной моторики и мимики лица:

— формирование адекватных реакций на прикосновение к лицу, которые будут создавать предпосылки для более выразительных эмоциональных переживаний;

— выполнение пассивных движений органов артикуляции, способствующих включению в процесс артикулирования некоторых мышц, что создаст условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. В основном это движения для губ и языка.

II этап

В работу включаются дети, которые находятся на уровне эмоционального общения. Некоторые из них могут выполнять 1—2 стереотипные инструкции, подкреплённые указательным, поясняющим жестом. Общение осуществляется с помощью жестов, сопровождаемых лепетными звуками или некоторыми звуковыми комплексами, однообразными по своему звуковому составу и интонации, малопонятными для окружающих.

Первый блок

Цели:

1. Развитие понимания речи. Накопление пассивного словаря:

— предметный: названия некоторых игрушек, частей тела (брать и протягивать взрослому названную несколько раз игрушку; указывать на некоторые части тела по просьбе взрослого);

— глагольный: выполнение некоторых элементарных инструкций, обусловленных ситуацией и сопровождаемых указательным жестом.

2. Активизация речевого подражания. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Речевое стимулирование должно быть тесно связано с практической деятельностью ребёнка, с игрой и наглядной ситуацией.

3. Развитие артикуляционного аппарата и мимики лица. Продолжение работы первого этапа (второй блок).

4. Развитие зрительно-слухового внимания и дальнейшее формирование локализации звуков окружающей среды (звучащие игрушки) и звуков, созданных искусственно (скачущий по твёрдой поверхности металлический шарик, постукивающая ложка, переливающаяся вода).

Второй блок

Цели:

1. Развитие понимания речи путём накопления пассивного словаря:

— предметный: названия некоторых игрушек, частей тела, предметов одежды, домашнего обихода, с которыми ребёнок встречается в повседневной жизни;

— глагольный: включает названия действий, которые ребёнок совершает сам или неоднократно наблюдает за взрослыми.

Здесь можно учить малыша махать рукой при словах взрослого «до свидания», разводить руками при слове «нет», показывать, как «кто-то летает» и др.

2. Формирование первых форм слов путём воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка односложных и двухсложных слов.

Для стимулирования речевой активности можно использовать приём «наращивания» слогов в конце слова или слов в конце потешек или стихотворений, смысл которых понятен ребёнку.

3. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти посредством прослушивания детских песен, звучания музыкальных игрушек и инструментов.

Проводятся игры на угадывание направлений звука, узнавание неречевых звуков.

Для развития музыкальности ребёнка целесообразно играть сначала спокойную мелодию, а затем плясовую; напевать сначала грустную мелодию, а затем весёлую.

4. Развитие артикуляционной моторики. При затруднении в выполнении активных действий можно использовать пищевые раздражители (для губ — варенье, сироп; для языка — крошки хлеба).

Если возникает необходимость, проводится работа по преодолению слюнотечения.

К концу занятий II этапа обучения речь ребёнка должна подняться до уровня звукоподражаний — лепета и первых, наиболее часто употребляемых слов. Пассивный словарь должен увеличиться настолько, чтобы ребёнок мог выполнять бытовые инструкции в определённой ситуации в сопровождении указательного жеста и без него.

III этап

К началу данного этапа понимание детьми обиходной речи ещё достаточно ограничено. Ребёнок выполняет лишь некоторые инструкции в определённой ситуации. Активный словарь беден. Речь состоит из отдельных звукоподражаний, лепетных и нескольких общеупотребительных слов.

Первый блок

Цели:

1. Развитие понимания речи.

Здесь необходимо учить ребёнка понимать собственные имена — своё и близких людей, названия некоторых предметов одежды, посуды, мебели, средств передвижения.

Начинается работа по обобщению предметов (игрушек).

Важно добиваться понимания и выполнения ребёнком поручений, состоящих из 2—3 действий; умения различать утвердительные и отрицательные приказания; переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое.

Необходимо учить ребёнка различать количество предметов (много — мало — один); величину (большой — маленький); вкус (сладкий — солёный), а также пространственное расположение предметов при условии, что они находятся в привычных для него местах.

Особое внимание следует обратить на обучение дошкольника различению грамматических форм некоторых существительных и глаголов (при условии, что у него сформированы представления о количестве предметов).

2. Развитие активной речи.

Здесь продолжается обучение произношению облегчённых слов, соотнося их с предметами и действиями. Начинается работа по обучению умения связывать два облегчённых слова в предложение.

3. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Работа направлена на угадывание направлений звука и соотнесение звучания с изображающим его предметом, узнавание неречевых звуков и соотнесение их с действием.

4. Развитие грамматических навыков.

Работа в этом направлении начинается с того, что ребёнку задаются вопросы, типа: «Где мама?», «Кому дать игрушки?». Это помогает ему осмыслить пространственные, предметные и предикативные отношения между предметами и явлениями окружающей действительности.

5. Развитие артикуляционной моторики.

Включаются упражнения, способствующие закреплению произношения гласных и некоторых согласных звуков (изолированно, в слогах, звукоподражаниях, словах).

В результате накопления активного словаря, который остаётся преимущественно предметным, а также подражаниям предложениям-образцам, исходящим от взрослого, у детей развивается фразовая речь в форме простых, нераспространённых предложений.

Второй блок

Цели:

1. Дальнейшее развитие понимания речи.

Вводятся слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом; предметов быта, которые ребёнок часто использует, имён животных и птиц (реальных и игрушечных); явлений природы (камень, песок, вода); названий фруктов и овощей, которые ребёнок употребляет в пищу.

Глагольный словарь включает названия действий окружающих людей и животных (прыгает, летает, плавает).

В словарь прилагательных входят названия некоторых признаков предметов:

— цвет (красный, синий, жёлтый, зелёный);

— размер (большой, маленький, поменьше);

— вкус (сладкий, горький, кислый);

— внешние признаки (чистый, грязный);

— оценка качества (плохой, хороший).

В речи используются местоимения (я, ты, мой, сам) и предлоги (на, под, в).

2. Дальнейшее развитие активной речи. Расширение состава предложения.

Здесь необходимо добиваться воспроизведения интонационного рисунка двух и трёхсложных слов; обучать словоизменению при помощи ответов на вопросы: «Чем?», «Кому?», «Где?», «Куда?» и др.

3. Формирование правильного произношения многих пар согласных звуков (губно-губных, переднеязычных) изолированно, в слогах, словах, подвижных играх.

4. Развитие слухового восприятия внимания и памяти.

Здесь ранее предлагаемый материал усложняется. Начинается работа по развитию умения дифференцировать слуховые сигналы по долготе звучания и их соотнесению с предметами различной длины (длинная и короткая дорожки).

Также проводится работа по формированию фонематического компонента, обучению различения некоторых грамматических форм слов и различению слов, близких по звучанию, имеющих сходство с предметной ситуацией:

— слов, обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы (утка — дудка, кошка — ложка);

— слов, обозначающих действия предметов (стирает — читает, открой — закрой, несут — везут).

5. Развитие основных качеств голоса.

Проводится обучение длительности выдоха при обязательном контроле его силы и продолжительности (питьё, дутьё через соломку, поддувание мелких предметов).

Формируется выразительность речи (воспроизведение некоторых интонаций, выражающих удивление — «О-о! Ух ты!», радость — «Ура!», огорчение — «Ой!»).

Продолжается развитие темпа и ритма голоса (чтение ритмичных и понятных стихотворений, игра с куклой бибабо).

В результате работы у многих детей происходит значительное расширение активного и пассивного словаря. Они способны выполнять более сложные инструкции. Фразовая речь обогащается многими частями речи.

Евтух Т.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх