Советы логопеда

Ведущая рубрики — Юлия Александровна Река, практикующий логопед

ЛогопедЗдравствуйте, я закончила факультет коррекционной педагогики, отделение логопедии Биробиджанского Государственного Педагогического Института (сейчас Дальневосточная социально-гуманитарная академия).

Моя квалификация: учитель-логопед, специализация «работа с детьми имеющими интелектуальные нарушения».
Работу свою очень люблю, особенно когда детки начинают хорошо говорить.

Предлагаю Вам ознакомиться с моим материалом: «Чем вам поможет логопед?».

Если у вашего ребенка возникают трудности с произношением тех или иных звуков, можете обратиться ко мне. Я постараюсь дать вам советы и помочь.

Письма присылайте на: rs83@list.ru
В теме письма укажите: «Для логопеда».

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

ЧЕМ ВАМ ПОМОЖЕТ ЛОГОПЕД?

Речь является одной из важнейших коммуникативных функций, нарушение речи бывают разные, от простых до тяжелых, от физиологических связанных в возрастными особенности, до стойких, требующих срочной коррекции. Разобраться во всем этом может помочь логопед.

1. Коррекция звукопроизношения — самый распространенный вид работы логопеда

Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.

Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:
— подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);
— этапа появления звука (постановка звука);
— этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).

2. Развитие фонематического восприятия

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать и различать звуки речи — фонемы. Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.

Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.

Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

3. Расширение словаря и сформирование грамматического строя речи.

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.

Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5—2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки). Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.

4. Работа над умением составлять рассказы, пересказы.

5. Обучение ребенка грамоте, чтению и письму.

6. Исправление нарушения чтения, письма — дислексией и дисграфией.

7. Формирование слоговой структуры слова.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.

В возрасте 4—5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

8. Растягивание укороченной подъязычной уздечки.

Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков
Л и Р.

Вам могут предложить ее «подрезать», однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.

И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.

 


Обсуждение: 5 комментариев
  1. Наташа Семкина:

    Спасибо! Замечательно написано!

  2. Марлен Бах:

    я просто в восторге, как уникально и доступно!! успехов вам!!! для детей это не маловажная помощь и огромная поддержка……

  3. Марина:

    Добрый день. Внуку в июле 3 года.У второй бабушки,у папы проблемы с буквой»Р». Ребёнок,когда играем, избегает говорить слова с «Р»,типа «тра-та-та»,издаёт какие-то горловые что ли звуки. На просьбу повторять стишки,слова с этим звуком,говорит:»Не получается». Стараемся не акцентировать внимание на этом звуке,но всё же возникает беспокойство. Хирург сказал,что ребёнку нужно подрезать уздечку. Какие именно упражнения нужно выполнять для растяжения уздечки,чтобы избежать хирургического вмешательства? Или их должен проводить логопед?

  4. admin:

    Здравствуйте, лучше обратиться к автору рубрики Юлии по адресу: rs83@list.ru

  5. Ирина:

    моей дочери 5 лет,с 2 лет у нее нет передних верхних 3-х зубов,даже 3,5 зуба нету,нас отправили в логопедическую группу,сказали что плохо произносит 13 звуков,программа у них рассписана на 2 года. Вот я и думаю нужно ли сейчас ходить к логопеду?.. Словарный запас отличный.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх