Формирование представлений о форме предметов и геометрических фигурах у дошкольников

Играем в математические игры с детьми до 3 лет

Подбери крышку

Для игры можно использовать полые цилиндр, куб, прямоугольную или треугольную призмы, цилиндр с основанием овальной формы; крышки, форма которых соответствует форме оснований объёмных фигур. В качестве материала подойдут сувенирные коробки разных форм с крышками, маленькие игрушки по количеству коробок.

Ход игры. Ребёнку предлагается спрятать игрушку в коробку и закрыть крышкой, чтобы никто не нашёл. Во время его действий надо называть геометрическую фигуру, на которую похожа форма крышки коробки.

Составь цепочку

Вам понадобятся различные плоскостные и объёмные геометрические фигуры.

Ход игры. Взрослый предлагает сделать красивую цепочку. Для этого надо продолжить выкладывать такие же геометрические фигуры, какие начал выкладывать он.

Сделаем флажки

Вам понадобятся палочки и плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Взрослый выкладывает палочки и предлагает ребёнку сделать красивые флажки (приложить к палочке флажок — геометрическую фигуру). Фигуру надо обязательно назвать.

Играем в математические игры с детьми от 3 до 5 лет

Рассказываем сказку

Вариант 1. Вам понадобятся различные геометрические фигуры.

Ход игры. Взрослый показывает геометрические фигуры. Выкладывает какое-либо изображение (домик, ёлочку, котика, зайчика или ещё что-либо) и рассказывает придуманную им самим историю про выложенный из геометрических фигур персонаж. Предлагает ребёнку выложить что-либо или кого-либо и придумать свою историю про выложенный персонаж.

Вариант 2. Вам понадобятся круг, квадрат и треугольник.

Ход игры. Начинает взрослый. Рассказывает историю о любом придуманном им персонаже. Например, жил-был щенок. Он жил вот в таком домике-будке. (Выкладывает из фигур изображение будки.)

Продолжает рассказ: ему стало скучно, и он отправился путешествовать вот на такой ракете. (Перемещает эти же фигуры и получает изображение ракеты.) В своём путешествии он встретил… (Перемещает фигуры и получает новое изображение.) Кого он встретил? (Перемещает фигуры вновь.) Кого ещё он встретил? Мальчик и девочка жили в домике, очень похожем на домик щенка. Щенок вспомнил про свой дом и захотел вернуться. Девочка и мальчик подарили щенку машину на колёсиках, чтобы он смог вернуться домой. Щенок увидел свою будку и был очень доволен. (Взрослый перемещает фигуры и получает изображение будки.)

Затем ребёнку предлагается положить фигуры так, как он хочет, и придумать, на что похоже полученное изображение.

Чудесный мешочек

Вам понадобится любой непрозрачный мешочек из ткани и набор плоских и объёмных геометрических фигур.

Ход игры. Ребёнку предлагается опустить руку в мешочек и наощупь определить найденную им фигуру, назвать её. После того как фигура названа, её надо достать и показать. Если фигура определена верно, ребёнок находит следующую. Если неверно, то право выбора отдаётся взрослому.

Играем в математические игры с детьми от 5 до 6 лет

Игры с палочками

Вам понадобится набор счётных палочек.

Ход игры. Предлагаем ребёнку выложить из палочек квадрат, треугольник, стороны которых состоят из одной палочки. Вложить большой квадрат и маленький квадрат, продумав количество палочек для стороны большого и маленького квадрата (то же проделывается с треугольниками). Выложить прямоугольник, стороны которого составлены из одной и двух (двух и трёх, двух и четырёх и т.д.) палочек. Даём задание выложить трапецию, ромб.

Задания-головоломки:

  • из пяти палочек выложить квадрат и два треугольника;
  • используя одну палочку, выложить треугольник;
  • сложить из 7 палочек два квадрата;
  • сложить из 7 палочек три треугольника;
  • сложить из 6 палочек прямоугольник;
  • выложить из 5 палочек два равных треугольника;
  • из 10 палочек выложить три равных квадрата;
  • из 9 палочек выложить 4 равных треугольника.

Мой дом

Ход игры. Взрослый предлагает назвать предметы круглой (овальной, квадратной и др.) формы, которые есть у него в доме.

Сколько круглых (квадратных и др.) предметов дома? Сколько на кухне? В спальне? И т.д.

За каждый правильный ответ ребёнок может получать приз или накапливать фишки. За их определённое количество также можно получить приз.

Что бывает

Вам понадобится любой маленький предмет или мяч.

Ход игры

Вариант 1. Ведущий (сначала им может быть взрослый, а затем ребёнок) задаёт признак, спрашивая «Что бывает высоким? (большим, толстым, тяжёлым, лёгким, мелким, глубоким, широким, узким и т.п.)». Бросает мяч ребёнку (даёт в руки предмет). Отвечая, ребёнок бросает мяч взрослому (или возвращает ему предмет).

Вариант 2. Можно играть вдвоём с ребёнком, а можно играть всей семьёй. Ведущий (сначала им может быть взрослый, а затем ребёнок) задаёт вопрос, называя предмет для сравнения. Например, «Шарф, что длиннее?» или «Высокая ёлка, что ниже?». Ребёнок называет в ответ предмет и бросает мяч (передаёт предмет) обратно. Сравнения продолжаются, пока не иссякнут представления играющих.

И. Житко


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх