Формируем и развиваем представления о пространстве у дошкольников

Играем в математику с дошкольниками до 3 лет

Формирование и развитие умения ориентироваться в пространстве в этом возрасте у ребёнка происходят в основном в процессе выполнения обычных бытовых действий. Но и эти действия можно сделать интересными, весёлыми, увлекательными.

«Накормим куклу».

Ход игры. Вместе с ребёнком взрослый проделывает с куклой те процедуры, которые оговорены названием игры. Во время игры акцент делается не на самих действиях, а на различении и назывании частей тела, лица.

Прятки

Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку спрятаться, а он будет его искать. Радуясь вместе тому, что вы его нашли, не забудьте называть место, где ребёнок спрятался.

Найди игрушку

Ход игры. Взрослый объясняет, что чтобы найти игрушку, надо выполнять то, что он скажет. И даёт ребёнку словесные указания: пройти вперёд, направо, посмотреть вверх, вниз, под стол, над столом, на полке и т.п. Ребёнок ищет.

Играем в сказку

Ход игры. Взрослый рассказывает придуманную им самим или уже известную ребёнку сказку с любыми игрушками, которые у него есть. При этом даёт простые задания для выполнения: посадить колобка на окно, цветочки — на траву, зайца — перед колобком, лису — рядом с медведем, волка спрятать за медведем и т.п.

Прогулка матрёшки

Вам понадобятся: лист бумаги зелёного цвета, маленькая фигурка матрёшки, 7 изображений растений и животных (ель, берёза, цветок, собака, земляника, медведь, заяц).

Ход игры. Взрослый раскладывает изображения на листе бумаги и рассказывает историю о том, как матрёшка гуляла по полянке и что (кого) она там увидела. Ребёнку предлагается взять матрёшку и «провести» её к тому или иному месту (на середину полянки, вверх листа-полянки, вниз, в уголок и т.д.). Взрослый предлагает ребёнку назвать, кого или что увидела матрёшка в этом месте, или называет объект сам.

При каждой последующей игре следует раскладывать изображения на листе бумаги по-другому. Игра сложная, поэтому если двухлетний ребёнок с ней не справляется, не стоит её откладывать. Следует ещё и ещё раз поиграть с матрёшкой, не забыть об этой игре на третьем да и на четвёртом годах жизни ребёнка.

Играем в математику с дошкольниками от 3 до 5 лет

Вместе с куклой (зайкой, мишкой, львёнком и т.п.)

Вам понадобится игровой персонаж (кукла, медвежонок, зайка и т.п.) и предметы-аксессуары одежды, носовой платочек, лента (для девочки), значок или брошь (для девочки).

Ход игры. Следует сразу оговорить, что данная игра не ограничена во времени. В неё играют постоянно, то есть игровой персонаж принимает участие в жизни ребёнка. Таким персонажем могут быть не только перечисленные нами игрушки. Замечательного эффекта можно добиться, если им станет любимая игрушка ребёнка. Важно только помнить, что у такой игрушки должны быть голова, руки или лапы (правая и левая), передняя и задняя стороны.

Утром взрослый что-то делает с игрушкой, например, завязывает на правую руку куклы красную шерстяную ниточку. Ребёнку предлагается быть таким же, как его любимая игрушка: на правую руку завязать красную шерстяную ниточку. В течение дня взрослому надо обращать внимание малыша на эту ниточку и напоминать, что она завязана на правой руке.

Можно класть носовой платочек в левый карман рубашки, завязывать бант с правой стороны, прикалывать значок или брошку с правой стороны, завязывать ниточки разного цвета на разные руки, ноги и т.д.

Зайчики-мячики

Вам понадобятся изображения зайчика и мячика.

Ход игры. Взрослый рассказывает о том, как зайчик играл с мячом: подбрасывал вверх, вниз, справа, слева. Предлагает ребёнку показывать то место, куда попадал мячик: класть мяч вверху, внизу, справа, слева от зайчика.

Флажки

Вам понадобятся два ярких флажка.

Ход игры. Взрослый даёт ребёнку по флажку в каждую руку и просит его показывать направления по команде поочерёдно правой, левой или обеими руками.

Играем в математику с дошкольниками от 5 до 6 лет

Регулировщик

Вам понадобится игрушечный руль и полосатый жезл регулировщика. Жезл можно изготовить, свернув в трубочку лист твёрдой бумаги.

Ход игры. Взрослый берёт на себя роль водителя. У него в руках руль. Ребёнок — регулировщик. Он становится в центр комнаты и указывает водителю направление движения жезлом и словесными командами: «Направо!», «Налево!», «Вперёд!», «Назад!». По команде водитель движется в заданном направлении, иногда допуская «ошибки», которые регулировщик должен заметить и справить.

Далеко и близко, высоко и низко

В эту игру можно играть дома и на прогулке.

Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку осмотреться и рассказать, что находится вокруг него: перед ним, справа от него, слева, вверху, близко, далеко, снизу, сзади. Затем предлагает развернуться (на 90 или 180 градусов) и рассказать, что теперь находится вокруг него.

Найди подарок

В эту игру можно играть в праздничные дни, когда детям дарят подарки. Подарок прячется где-то в укромном месте, а в разных местах квартиры прячутся записки (можно использовать маленькие открытки) для ребёнка с указаниями тех действий, которые надо произвести, чтобы отыскать подарок.

Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку отыскать подарок, который, например, оставил для него Дед Мороз. Объясняет, что Дед Мороз спрятал подарок, но оставил открытку, на которой написал, как его искать. Взрослый читает первую открытку. Например, надо встать лицом к двери в комнату и сделать три шага вперёд, затем сделать два шага вправо и повернуться лицом к столу, наклониться и поискать под столом. Ребёнок выполняет все действия и находит под столом вторую открытку. Взрослый читает: надо встать спиной к столу, сделать один шаг вперёд, три шага влево, повернуться лицом к шкафу и искать на второй полке снизу.

Так можно продолжать находить ещё открытки, а можно ограничиться 2—3 указаниями для поиска, в последнем из них должно быть чётко указано место подарка.

И. Житко


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх