Формируем и развиваем у детей представления о количестве, счёте, числах и цифрах

Играем в математику с детьми до 3 лет

Букеты

Играть можно на прогулке, собирая разноцветные листья в два букета, листья двух пород деревьев в два букета, букет из травинок и букет из цветов, букет из ромашек и букет из васильков (или других цветов) и т.д.

Ход игры. Взрослый рассказывает ребёнку, что цветочки (листочки) загрустили, потому что не знают, каких цветов (листьев) больше, а каких меньше. Предлагает определить, в каком букете цветов (листьев) больше, а в каком — меньше. Можно составить пары; можно разложить в ряд цветы из одного букета, а под каждым цветком положить по одному цветку из другого букета; можно наложить один цветок из одного букета на один цветок из другого букета.

В эту игру можно играть и с детьми от 3 до 5 лет, но при этом сравнивать количества, уже не накладывая и прикладывая предметы друг к другу, а сосчитывая количество предметов в каждой группе и сравнивая полученные числа.

Ладушки-оладушки

Вам понадобятся наборы кругов (овалов, пуговиц, каштанов).

Ход игры. Взрослый объясняет ребёнку, что большие пуговицы (круги, овалы, каштаны) — это оладушки, которые бабушка испекла для своего внука (внучки). Говорит текст потешки и даёт предметы в соответствии с текстом ребёнку, себе, а затем спрашивает, сколько дать ему оладушек и сколько — маме. Предлагает это сделать. Например:

Бабушка, бабушка

Испекла оладушки.

Один (два, три) — Анечке,

Один (два, три) — её мамочке.

Здесь взрослый сам даёт предметы.

Бабушка, бабушка

Испекла оладушки.

Ну же, внучка (внучек), не зевай,

Оладушками угощай!

Сколько Анечке дала? (Один, два, три.)

Сколько мамочке дала? (Один, два, три.)

Читая эту потешку, можно предложить ребёнку угощать оладушками свои игрушки: куклу, медвежонка, зайчика, котёнка и т.д., раздавая им по одному, два, три предмета. Когда ребёнок освоит счёт (от 3 до 5 лет), можно предлагать угощать кого-нибудь большим количеством оладушек.

Играем в математику с детьми от 3 до 5 лет

Магазин

Игра в магазин — одна из лучших для формирования и развития навыков счёта. Её можно организовать с любыми предметами, которые есть дома. Взрослый и ребёнок могут меняться ролями продавца, кассира и покупателя. Здесь всё подвергается счёту: покупаемый и продаваемый товар, игрушечные деньги, нарисованные на чеках точки — обозначение количества заплаченных денег.

Хлопай топай

Ход игры

Вариант 1. Взрослый предлагает ребёнку быть очень внимательным и топнуть ногой (правой, левой, двумя ногами) столько раз, сколько он (взрослый) хлопнет в ладоши. Или наоборот: хлопнуть в ладоши столько раз, сколько топнет ногой взрослый.

Можно предлагать хлопать на один раз больше, на один меньше.

Вариант 2. Взрослый предлагает ребёнку хлопать в ладоши столько же раз, сколько и он, но при этом соблюдать определённый ритм или определённую скорость.

Играем в математику с детьми от 5 до 6 лет

Считай дальше

Вам понадобится мяч или любой маленький предмет.

Ход игры. Взрослый перебрасывается с ребёнком мячом (или передают друг другу предмет), называя на каждый бросок (передачу) число от 1 до 10 или от 10 до 1. Со временем надо ускорять темп.

Болото

Вариант 1. Играем дома. Вам понадобятся карточки с цифрами от 1 до 10. Они раскладываются, например, перед диваном в произвольном порядке, но на расстоянии друг от друга не дальше шага ребёнка.

Ход игры. Взрослый объясняет ребёнку, что вокруг болото и добраться до дивана можно только по кочкам, которые обозначены цифрами. Прыгать надо от кочки к кочке по порядку цифр (можно задать прямой или обратный порядок). Когда ребёнок доберётся до дивана и сядет на него отдыхать, карточки с цифрами меняются местами и взрослый предлагает вернуться назад, перескочив болото по кочкам с цифрами.

Вариант 2. Играем на улице. Определяется цель (куда надо добраться), например, скамейка, куст или песочница и т.п. На земле, на «территории болота», взрослый палочкой рисует цифры. Игра проводится так же, как и в варианте 1.

Что изменилось?

Вам понадобятся несколько овощей, фруктов, игрушек, зверюшек, цветов, предметов посуды и т.п. Можно использовать игрушки, муляжи или картинки. Их количество не должно превышать пределов освоенного ребёнком количественного и порядкового счёта. Каждый элемент определённого понятия должен быть представлен единично.

Ход игры. На столе перед ребёнком выставляются предметы. Взрослый спрашивает: «Сколько предметов? На котором по счёту месте стоит тот или иной предмет?» Просит запомнить это и закрыть глаза. Затем два (и только два!) предмета меняются местами. Когда ребёнок открывает глаза, взрослый спрашивает: «Что изменилось?» Ребёнку надо назвать порядковое место, которое стали занимать предметы.

Составь букет

Вам понадобятся разноцветные круги (например, красные и жёлтые), обозначающие разные цветы (красные гвоздики и жёлтые тюльпаны).

Ход игры. Взрослый рассказывает о том, что кому-нибудь (бабушке, маме или сказочному персонажу) надо подарить букет цветов. В букете должно быть, например, 5 цветов. Предлагает ребёнку составить букет из двух видов цветов. Объясняет, что цветы в букете должны быть разными. Вначале состав называет взрослый. Если ответ правильно показан, состав чисел задаёт ребёнок.

И. Житко


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх