Игры по математике для детей 4-х лет

Игра «Зайчики-мячики»

По-прежнему в зоне особого внимания взрослого находится забота о познании ребенком пространственных характеристик мира предметов и изображений. Однако дети стали старше, и важно обратить внимание на количественные признаки предметов и групп предметов. Дети этого возраста ревностно относятся к сохранению равенства, но часто равенство соотносят не с количеством, а с пространственной величиной группы. Счет для них — пока еще очень трудная задача, поэтому научить другим приемам установления равенства или неравенства групп предметов (например, путем приложения) — основное в работе с детьми 4 лет.

Цель: формирование умения ориентироваться на листе бумаги: находить пространственные положения: вверху, внизу, справа, слева; формирование умения сравнивать группы предметов по количеству (без счета), отвечать на вопросы «Чего больше?», «Чего меньше?» выражениями «столько, сколько», «больше», «меньше», «поровну».

Дидактический материал: 3 карточки, по-разному разделенные на клетки; 6 изображений мячей: один большой, два немного меньше, три самых маленьких (лист 5).

Игровые правила: надо «показать» игру зайчиков с мячиками, положив мячики в клетки около зайчиков, согласно инструкции взрослого.

Игровые действия: нахождение мячиков соответствующей величины, определение на карточке заданного взрослым пространственного направления и раскладывание там мячиков.

Ход игры

Взрослый рассказывает о том, что зайчик (зайчики) захотел(и) поиграть с мячиком (мячиками). Предлагает ребенку подобрать мячик (мячики) соответствующей величины: большой зайчик — большой мячик. Спрашивает: «Чего больше? Чего меньше?» Побуждает к ответу выражениями «столько, сколько», «больше», «меньше», «поровну». Рассказывает о том, как зайчик (зайчики) играл(и) с мячиком (мячиками): подбрасывал(и) его (их) вверх, вниз, бросал(и) вправо, влево. Дети показывают то место, куда попадали мячики: кладут мяч (мячики) вверху, внизу, справа, слева от зайчика (зайчиков).

Взрослый следит за действиями ребенка, обращает внимание на ошибки, хвалит за успех.

Внимание! Взрослый предлагает взять мячик (мячики), который (которые) по величине подойдет (подойдут) зайчику (зайчикам): большой зайчик — большой мячик, зайчики поменьше — мячики поменьше, маленькие зайчики — маленькие мячики.

Игра «Три медведя»

Наблюдая деятельность ребенка, мы замечаем, что он безошибочно составляет пирамидку, складывает матрешек, собирает вкладыши-стаканчики… А вот рассказать словами о том, какие между предметами отношения по величине, дети не могут. Осознанными, осмысленными знания и умения могут считаться тогда, когда они проявятся в активной речи. Вот почему так важно научить ребенка не просто подбирать предметы, разные по величине, строить из них ряды в возрастающем или убывающем порядке, но и отражать свои действия в речи.

Цель: формирование умения сравнивать предметы по величине и раскладывать их в возрастающем или убывающем порядке, словами обозначать размерные отношения: самый большой — поменьше — самый маленький.

Дидактический материал: карточка, разделенная на три полосы (в начале каждой полосы — изображение медведя: на первой полосе самый большой медведь — Михайло Потапович, на второй — медведь поменьше — Настасья Петровна, на третьей — самый маленький медведь — Мишутка); набор маленьких карточек с изображениями стульчиков, чашек, ложек, кроватей, столов (по три изображения каждого предмета: большой, поменьше, маленький).

Игровые правила: надо каждому медведю «дать» предмет согласно его величине. Сравнить предметы между собой и словами сказать о результатах сравнения: самый большой, поменьше, самый маленький.

Игровые действия: подбор предметов, разных по величине.

Ход игры

Взрослый предлагает «дать» предмет каждому медведю: самому большому медведю — Михайло Потаповичу — самый большой, тому, который поменьше, — Настасье Петровне — предмет поменьше, самому маленькому — Мишутке — самый маленький. Следующие предметы можно раздавать тогда, когда ребенок расскажет о размерных отношениях между величинами предметов.

Взрослый следит за действиями ребенка, обращает внимание на ошибки, хвалит за успех.

Внимание! Перед игрой вспомните с ребенком сказку «Три медведя», имена главных героев.

И. Житко


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх