Логико-математическое развитие старших дошкольников: формирование представлений о множестве

Впервые в отечественной педагогической науке о возможности введения данной задачи в программу воспитания и обучения старших дошкольников говорила А.М. Леушина (1974). Она рекомендовала формировать понятия и вводить соответствующие термины («множество», «элемент множества») со старшего возраста, учить детей выполнять операции над множествами (объединение, удаление части множества).

Подчёркивала важность решения этой задачи для общего математического развития ребёнка: «Перед воспитателем старшей группы стоит задача — углубить представления детей о множестве, раскрыть значение терминов «множество», «элементы множества» и приучить пользоваться ими». А.М. Леушина предлагала знакомить и с подмножеством, называя его «частью множества»; показать отношения между множеством и его частью (множество как целое больше его части, часть меньше множества). Показать отношения слова «один» с единичными предметами и частями множеств. Говоря о значимости обучения детей выполнению различных операций над множествами, А.М. Леушина отмечала, что они «…послужат основой для усвоения детьми в дальнейшем арифметических действий…».

Идея включения перечисленных представлений в объём представлений, умений, навыков старших дошкольников нашла подтверждение в научных исследованиях Л.И. Ермолаевой (1982), которая рассматривала значимость обучения выполнению операций над множествами не только для подготовки ребёнка к дальнейшему обучению в школе, но и в умственном развитии дошкольника.

Своё отношение к идее формирования представлений о множестве высказывает М. Фидлер (Польша, 1981). Она утверждает, что «для правильного формирования понятия множества необходимо выработать у ребёнка умение оценивать, относится ли данный предмет к данному множеству, т.е. является ли он элементом данного множества или же не принадлежит данному множеству и не является его элементом», что в процессе формирования представлений о множестве, обучения операциям над множествами дети, не пользуясь специальной терминологией, развивают своё умение логически мыслить: «Умение классифицировать, (….) абстрагировать, обобщать и даже умение видеть то, что одно множество может содержаться в другом множестве».

В 80-е годы ХХ века А.А. Столяром была высказана идея включения в формирование элементарных математических представлений предлогической подготовки, связанной с подготовкой мышления к конструированию простых логических высказываний, умения анализировать, обобщать, сравнивать, группировать, классифицировать. Под его руководством разработаны специальные логико-математические игры, основными особенностями которых выступали: ярко выраженная возможность моделирования простых логических и математических отношений, направленность на развитие умственных действий классификации, сериации, познавательная мотивация, возможность активного диалога взрослого и ребёнка, что, безусловно, стимулирует развитие мышления, речи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прогрессивные педагоги, начиная с конца 70-х годов XX века видели необходимость расширения работы с дошкольниками за счёт введения предлогического и предматематического содержания.

В современную программу образовательной работы с детьми включено следующее содержание: первичное знакомство с терминами «множество», «элемент», «часть множества», формирование у детей умения выполнять мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация.

В качестве исходных позиций для реализации данного содержания принимается система взглядов на:

  • математическое развитие как составляющую часть общего психического развития, включающую определённый уровень математических знаний, навыков и умений, уровень интеллектуальных умений и навыков, креативность, интерес к математике. Определение содержанием образовательной работы не только компонента элементарных математических представлений, но и развивающего компонента даёт возможность осуществлять в процессе занятий математикой формирование целостной творческой личности;
  • деятельностный подход как основополагающий при реализации образовательных задач; признание взглядов педагогов и психологов на игру как ведущий вид деятельности у детей от 3 до 7 лет. Деятельностный подход предполагает проведение образовательной работы не только в учебной деятельности (во время специально организованных занятий), но и во всех других видах деятельности (игровой, общении, познавательно-практической, элементарной трудовой, художественной). Приоритет игры в организации жизнедеятельности детей создаёт наиболее благоприятные условия для воспитания личностных качеств и индивидуальных проявлений ребёнка;
  • признание практико-ориентированной направленности математических представлений, навыков, умений дошкольников;
  • принцип субъектности, который предполагает ориентацию на личность ребёнка, постановку его в центр познаваемого мира, предоставление возможности самовыражения в разных видах деятельности, обеспечение реализации модели индивидуально-ориентированного развивающего образования дошкольников.

Житко И.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх