Методика знакомства дошкольников с терминами «множество», «элемент множества», «часть множества» (часть 1)

Алгоритмизация процесса воспитания и обучения здесь проявляется в поэтапном проведении образовательной работы. На I этапе (1-й шаг алгоритма) ставится цель: формирование у ребёнка мыслительных действий анализа, синтеза.

Решаются следующие задачи:

  • учить определять существенные и несущественные свойства, признаки предметов и явлений;
  • замечать количественное представительство предметов и явлений в окружающем мире.

Для решения поставленных задач детям предлагаются 2 серии игр.

Первая серия: игры, в процессе которых необходимо назвать (найти, угадать, увидеть и т.д.) предметы или явления, которые в окружающем мире представлены в единственном и множественном числе.

Игра «Кто  внимательный?».

Ведущий бросает мяч каждому из детей и просит назвать те предметы, которых у него дома:

-по 1; по 2; по 3; по 4; по 5; много;

-кого в доме много; кто в доме один.

Игра «Много и один».

Ведущий бросает мяч каждому из детей и просит назвать:

-то, что бывает по одному;

-помногу;

-воспитатель называет то, что видит одно, а ребёнок — много.

Вторая серия представлена играми и игровыми упражнениями, которые предлагаются детям в определённой последовательности.

Вначале предлагаются игры, направленные на формирование умения выделять различные свойства, признаки предметов, объектов, явлений.

Игра «Мой дом».

Вариант 1. Назвать предметы, которые стоят в спальне (в кухне, справа от входной двери, слева от дивана и т.д.).

Вариант 2. Назови предметы круглой (овальной, квадратной и др.) формы. Сколько круглых (квадратных и др.) предметов в доме? Сколько на кухне? В спальне? И т.д.

Вариант 3. Назови самый высокий (низкий, большой, маленький, толстый, тонкий) предмет, который есть у тебя дома? Назови высокие (большие и др.) предметы в твоём доме.

Игра «Что спрятано?».

В процессе игры воспитатель прячет в коробочку или корзинку предмет и предлагает ребёнку задавать вопросы, чтобы узнать, что спрятано. Можно спрашивать про цвет, форму, принадлежность к понятию, материал.

Далее как усложнение проводятся игры, направленные на формирование умения определять различия, сходство отдельных предметов, объектов, явлений, групп: «Что изменилось», «Найди отличия», «Что общего», затем игры, направленные на активизацию поиска закономерностей в свойствах, признаках: «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Собери цветок», «Засели дом».

Особое внимание следует уделять введению в содержание игр выделения различных свойств, качеств, отличительных или сходных признаков самих детей, детей и взрослых (имена, фамилии, цвет глаз, возраст, цвет одежды, предметы одежды, любимые игрушки и т.п.). Это игры: «Во что одет твой товарищ», «Задумал — угадай», «Будь внимательным» и т.д. Особая значимость данных игр определяется тем, что в рамках личностно-ориентированной парадигмы воспитания и обучения, гуманистической её направленности работа должна проводиться, начиная с самого близкого и значимого для ребёнка — себя самого, окружающих его людей (взрослых и детей), а затем переходить к миру окружающих предметов, объектов и явлений.

Игра «Нас много».

Цель: упражнять в составлении различных множеств на основе одинаковых для всех людей человеческих свойств и качеств, упражнять в количественном счёте. Воспитывать внимательность, гуманное отношение друг к другу, формировать умение видеть единичное во множественном, уникальность, неповторимость каждого ребёнка.

Ход игры

Играют группой или подгруппой. Дети садятся (становятся) в круг. Выбирается ведущий. Сначала эту роль берёт на себя взрослый.

Вариант 1. Ведущий задаёт вопрос: «Сколько нас?». Дети отвечают: «Много». Если считают, можно добавить количественный счёт: например, 10. Ведущий уточняет, что нас много красивых (нас 10 красивых). Он подаёт свою руку стоящему справа и говорит об этом ребёнке, почему он считает его красивым. Например: «У Тани красивые волосы».

Таня подаёт руку стоящему справа от неё и говорит об этом ребёнке, почему она считает его красивым. Например: «У Коли красивые глаза». И т.д.

Взрослому следует помочь детям обратить внимание на то, что они не замечают, постараться в каждом увидеть что-то красивое.

Первый тур игры завершается, когда заключается полный круг: держась за руки, дети идут (бегут, прыгают) по кругу и говорят (один или несколько раз):

Посмотрите все на нас:

Мы красивые сейчас!

(Остановившись, опускают руки.)

Выбирают следующего ведущего, который спрашивает: «Сколько нас?». После ответа детей ведущий задаёт следующий общий признак: «Нас много лучших» (про каждого надо сказать, в чём он лучший). Игра повторяется.

В хороводе слово «красивые» заменяется на «лучшие».

Следующий ведущий предлагает свой признак: «Нас много любимых» (каждый должен назвать того, кто его любит. Например: «Меня любит мама, меня любит брат» и т.д. или назвать стоящего справа и сказать о том, что он его любит). В хороводе слово «лучшие» заменяется на очередной признак — «любимые».

Можно говорить о том, что «мы одетые» (назвать, кто во что одет), «мы обутые» (назвать, во что обуты ноги соседа); «мы весёлые» (Таня улыбается, Коля смеётся, Наташа шумит и т.д.), «мы довольные» (сказать о том, что он доволен и т.д.), «мы в восторге» и т.д.

Вариант 2. Ведущий может спросить только девочек: «Сколько девочек у нас?» В таком случае только девочки, выступая на шаг вперёд, подают друг другу руки и называют по именам, уточняя принадлежность к данному множеству: «Надя — девочка, Таня — девочка» и т.д.

Когда девочки образуют круг, они идут по нему и повторяют:

Посмотрите все сейчас —

Много (называют число) девочек у нас!

Мальчики вне круга хлопают в ладоши. То же можно повторить с мальчиками.

Вариант 3.

Материал: мелкие предметы (цветы, мячи, кубики, ленты и т.п.) разного цвета (величины, формы).

Ход игры

Взрослый раздаёт детям предметы. Спрашивает: «Сколько нас?» Дети отвечают: «Много». Ведущий уточняет: «Нас много, у кого цветы. У меня в руке белый цветок». Дотрагивается до следующего ребёнка, который говорит: «У меня в руке синий цветок». И так до конца круга.

Когда очередь доходит до ведущего, он задаёт движение. Например: «Кружимся на месте (приседаем, танцуем и т.п.)». Все выполняют движение и хором говорят:

Посмотрите все на нас  —

Мы с цветочками сейчас!

Аналогично проводится игра с мячами, кубиками, лентами. Последняя фраза меняется на «Мы с мячами все сейчас!», «А мы с лентами сейчас» и так далее.

Житко И.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх