Методика знакомства дошкольников с терминами «множество», «элемент множества», «часть множества» (часть 2)

Игра «Мы одинаковые».

Цель: упражнять в количественном счёте, в ориентировке на себе (чего у любого человека по 1, по 2, по 5, по 10, помногу; в знании расположения в теле человека некоторых внутренних органов).

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель говорит детям, что все мы (и взрослые, и дети) — люди. У нас очень много одинакового. Каждый человек похож друг на друга.

Проводится стартовая линия. Вдоль неё выстраиваются дети. Ведущий поочерёдно бросает каждому мяч и задаёт вопросы.

Вариант 1.

а) Сколько рук у человека? Сколько пальцев на руке? А сколько на одной ноге? Сколько ног? И т.д.

б) Чего у человека по 1, по 2, по 5, по 10, помногу?

Вариант 2.

в) Голова у человека вверху или внизу? Справа или слева? Спереди или сзади?

Ноги: вверху или внизу? Справа или слева? Спереди или сзади?

Спина: вверху или внизу? Справа или слева? Спереди или сзади?

Сердце: снаружи или внутри? Внутри справа или внутри слева? И т.д.

Вариант 3.

г) Все дети любят… (играть, веселиться и т.д.).

Все дети могут… Этот вопрос задаётся каждому играющему ребёнку.

Вариант 4.

Вопрос может быть задан так: «Каждый ребёнок может… Каждый ребёнок любит… Каждый человек (ребёнок) хочет… Человек может съесть (называются съедобные и несъедобные предметы)…»

После правильного ответа ребёнок бросает мяч ведущему и делает шаг вперёд. Если ребёнок ответил неправильно, он бросает мяч ведущему, но остаётся на месте.

Тот, кто пересёк финишную линию, становится ведущим. Игра начинается сначала.

Данный этап является подготовительным для введения основных понятий.

II этап алгоритмизирован пошаговым введением основных понятий: «множество», «элемент множества», «часть множества». Понятие «множество» вводится как замена слову «много», следуя определённому алгоритму обучения:

1) Воспитатель задаёт вопросы: «Кого у нас в группе много? Дети разные или одинаковые? Чем они не похожи? Чем похожи?»

2) Педагог делает вывод: дети разные, но и Таня, и Коля, и Серёжа, и… — дети. Задаёт вопрос: «Почему мы их называем одним словом «дети»?»

3) Затем воспитатель ставит аналогичные вопросы об окружающих детей предметах: «Чего в группе много? (например, игрушек). Игрушки разные или одинаковые? Чем они не похожи? Чем похожи? Почему их можно назвать одним словом «игрушки»?»

4) Вывод педагога: игрушки разные. Их много, но мы их называем одним словом «игрушки», потому что с ними можно играть.

5) Воспитатель объясняет, что в математике есть слово, которым можно заменить слово «много» — это слово «множество».

6) Воспитатель вновь возвращает ко множеству детей группы и предлагает им заменить слово «много» на слово «множество», сказать так, как говорят математики: много детей — множество детей, много игрушек — множество игрушек, много растений — множество растений и т.п.

Упражнение детей в назывании множеств проводится через игру «Назови по-другому». Можно использовать различные ситуации: наблюдение явлений природы, рассматривание иллюстраций, обследование геометрических фигур, счёт предметов, дежурство в уголке природы, в столовой и т.д. Таким образом, слово вводится в словарь, в обиход, становится привычным. Данный подход позволяет подвести сознание детей к тому, что словом «множество» можно обозначать любые группы предметов, если у них есть какое-то общее свойство или признак.

Следующее выражение, с которым следует познакомить детей, — это «элемент множества». Введение данного выражения связано с процессом выделения единичного элемента из множества. Алгоритм обучения строится следующим образом:

1) Воспитатель задаёт вопрос: «Кого в группе много?» (Детей.) «Назовите это множество. Разные дети или одинаковые? Чем они не похожи?» При назывании различных свойств, признаков следует остановиться на том, что имена детей разные.

2) Воспитатель выбирает ребёнка, имя которого не повторяется в группе детей: например, Кристина. Задаёт вопрос: «Сколько у нас детей с именем Кристина?» Кристина одна во множестве детей. Мы можем сказать так, как об этом говорится в математике: «Кристина одна во множестве детей, значит, она — элемент множества детей». В случае, когда имя повторяется дважды, трижды, можно обратить внимание на фамилию детей. В другой раз обращается внимание на цвет глаз или на особенность одежды, или на увлечение, или на любимую игрушку и т.п. В любом случае подчёркивается уникальность, единственность, неповторимость каждого ребёнка в группе.

Затем воспитателю следует переходить к аналогичному анализу предметных множеств в группе.

Действие выделения элементов из множества и составления множества из элементов закрепляется в играх и игровых упражнениях «Угадай», «Магазин», «Покупки», «Сад и огород» и т.п. Детям можно задавать домашние задания (для выполнения самостоятельно или с родителями) типа «Найди дома какое-либо множество, назови его и нарисуй его элементы».

Выражение «часть множества» вводится посредством следующего алгоритма:

1) Воспитатель просит детей ответить на вопросы: «Кого в группе много? Назовите это множество. Разные дети или одинаковые? Чем дети не похожи друг на друга? Чем похожи?»

2) Затем задаёт следующее задание: каждому надо придумать способ разделить множество детей на две части и объяснить, почему надо делить именно так. Детям даётся минута на обдумывание, а затем выслушивается первый способ. Например: мальчики и девочки.

3) Воспитатель предлагает девочкам встать в красный круг, а мальчикам — в синий. Это необходимо, так как наглядно демонстрируется разделение множества и дети подводятся к обозначению в дальнейшем множества через круг.

4) Воспитатель задаёт следующие вопросы: «На сколько частей разделили множество детей? Назовите первую часть. Назовите вторую часть. Сколько элементов в первой части? Сколько во второй? В какой больше? В какой меньше? Как это проверить?» (Встать парами, протянуть ленты друг другу, пересчитать, провести по полу мелом линии и др.)

5) Далее выслушивается следующий способ разделения множества детей на две части (например, дети с красными флажками и дети с синими флажками; с бантиками и без бантиков; в сандаликах и не в сандаликах и т.п.). После его принятия аналогично должна анализироваться количественная характеристика частей, определяться их отношения.

Закрепление проходит в играх и игровых упражнениях типа «Наведи порядок», «Рассели животных», «Кому что?» и т.д. Для показа реального разделения множества на части можно использовать расставленные в разных местах группы стульчики, два коврика, на пол приклеивать цветную клейкую ленту, два разноцветных больших напольных «цветка» и другие атрибуты. На групповом участке — разделять линией, начерченной на земле или на асфальтовой дорожке, рисовать мелом линию или два круга большого размера и т.д.

«Кому что?».

Цель: закрепить представление о различных профессиях людей, о необходимых им предметах-орудиях.

Материал: мяч.

Ход игры

Вариант 1. Дети становятся в круг. Ведущий с мячом становится в центр круга. Он бросает ребёнку мяч и называет какой-либо предмет. Ребёнку в ответ надо назвать человека той профессии, которому нужен этот предмет.

Вариант 2. Дети становятся на одну линию. Вводится элемент соревнования. Содержание то же. Если ребёнок правильно называет профессию, то делает шаг вперёд и бросает мяч ведущему. Если не знает ответа или называет профессию неправильно, то бросает мяч ведущему, но остаётся на месте.

Кто первым дойдёт до финишной линии, становится ведущим.

Сформированное умение определять различные свойства и качества предметов и явлений окружающего мира, объединять их на этой основе во множества, называть множества, выделять в них элементы и части позволят в дальнейшем производить логические операции над множествами. О том, как помочь ребёнку этому научиться, наша следующая статья.

Житко И.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх