Методы обучения детей 3-4 лет выделению признаков объекта (цвет, форма, размер)

Сенсорное развитие детей — одна из задач дошкольного воспитания. Дошкольники в этом возрасте очень восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности предметов, их внешних свойств.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (цветные) цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета — белый, серый и черный.

Что бы дети лучше усвоили цвета, нами было решено посвещать одному цвету целую неделю.

В начале, после показа карточки, например, зеленого цвета, выясняем что же бывает в мире только зеленого цвета (имеется ввиду из природного мира). Дети, которые знают этот цвет, называют листья на деревьях, на цветах, траву, крокодил и т.д. Показать карточки с этими объектами. Затем детям раздаются разноцветные карточки, среди которых есть карточки зеленого цвета и дается задание собирать все карточки только данного цвета; затем они находят этот цвет на своих одеждах, на игрушках, на картинках. Дети это делают с удовольствием.

Детям дается понять, что в природном мире некоторые живые объекты имеют способность менять свой цвет. Это хорошо видно при наблюднии осенью за деревьями и кустарниками. С детьми мы каждый день осенью ходили наблюдать за березами. Отмечали, что зеленых листьев остается все меньше, а желтых становится все больше и, на деревьях с каждым днем листьев остается все меньше и меньше (по количеству), а на земле — все больше, где они темнеют, становятся коричневыми.

Зимой необходимо показать как можно при помощи красок менять цвет льда снега. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если разводить краски в воде (в прозрачной посуде). Детей надо постепенно приучать, группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Например, ребенку показываются две разные геометрические фигуры, но одинакового цвета. Выясняется чем они похожи (цветом), чем отличаются (формой) и т.д. Постепенно количество предметов увеличивается.

В конце недели работаем в рамках фантастической картины мира. Используем морфологический анализ. Для этого на морфологической таблице выставляется (н-р: зеленый) цвет, объявляется игра — «Все кругом зеленое».

Используются игры «Теремок», «Раз, два, три ко мне беги», где главным является признак цвета.

Эталонами формы служат геометрические фигуры, они бывают объемные и плоскостные. Первый этап работы  — обучение детей различению, что есть объемная форма и есть плоскостная.

Усвоение эталонов плоскостной формы предполагает знакомству с квадратом, прямоугольником, кругом, треугольником и овалом. Во всех случаях имеется ввиду умение узнавать соответствующую форму, назвать ее и действовать с нею, А не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон …).

Важно дать понять детям, что плоскостные геометрические фигуры являются частью объемных форм и  их соотношение по размерам. Например, из картона сделать развернутый кубик, разрезать одну сторону кубика и показать, что получился квадрат. Был один кубик — стало много квадратов. Так же показываем на призме, как получаются треугольники и прямоугольники, а получение круга — на полу шаре. Делаем вывод, например, из большого куба получаются большие квадраты, а из маленького — маленькие.

Нас окружают огромные возможности для знакомства детей с величиной. В группе сравниваем по высоте мебель, взрослую, детскую и кукольную. Детям задаются вопросы, почему взрослым нужна крупная мебель, а детям поменьше, а куклам еще меньше. Здесь можно использовать волшебника Размера. Например, ребенок сидит за столом, пришел волшебник и увеличил или уменьшил стол или стул, что произойдет.

На прогулке сравниваем объекты по высоте, ширине, длине. Например:

1. Рукотворный мир — выбрать объекты по мере возрастания или убывания; природный мир — аналогично.

2. Рисуем на дорожке два ручейка — широкий и узкий. Взрослый может перешагнуть широкий ручей, а ребенок не может. Выясняется почему? Это уже маленькая задачка для «мозгового штурма».

3. Дается детям длинная и короткая дощечка и они сами должны догадаться на какой ручей положить какую дощечку.

Когда сравниваем толщину предмета, берем дощечку с отверстиями, чтобы узнать какая палка тоньше, а какая толще. Дети отвечают на вопрос: «Почему одна палка проходит через отверстие, а другая нет?»

Чтобы дети лучше усвоили названия размеров величины — придумываем символы.

Детям очень нравятся такие задания и они с удовольствием занимаются раскладыванием из геометрических фигур различных предметов. Затем идет описание фигур по цвету, форме и размеру.

Наумова Е.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх