О признаке «толщина» в дидактическом материале

Начнём с того, что термин «толщина» не является научным, вместо него инженеры пользуются понятием «размер диаметра». Но в повседневной жизни люди употребляют слово «толщина», определяя с его помощью величину ствола дерева, объем человека и т. д. Поэтому в програм­мах по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста предусмотрено формирование представлений о толщине как признаке предметов. Однако не всякие предметы, даже условно, имеют толщину, а лишь те, у которых можно выделить диаметр.

Рассмотрим наглядные средства, с помощью которых можно формировать у детей представления о толщине как признаке предмета. Среди Монтессори-материалов это — «Коричневая лестница», «Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Цветные цилиндры», веревки разной толщины.

Проанализируем материал «Коричневая лестница». Это десять деревянных прямых четырехугольных призм равной длины, в основании каждой призмы лежат квадраты, стороны которых изменяются от 10 см до 1 см. М. Монтессори предлагает с помощью этих призм формировать понятия «толстый — тонкий». С этой целью рекомендует построить последовательно убывающую по величине лестницу и «провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой ступенью или наоборот».

В речи же предлагает использовать слова «толстый-тонкий, толще, самый толстый». Как видим, возникает противоречие. Действительно, в «Коричневую лестницу» входят предметы формы прямоугольного параллелепипеда. И поэтому они имеют длину, ширину и высоту (а не толщину). Такой признак предмета, как толщина, может быть условно показан у предметов цилиндрической формы. Поэтому все другие Монтессори-материалы по формированию понятий «толстый-тонкий» являются несомненно ценными и удачными для развития у детей представлений о таком признаке предметов, как толщина.

Рассмотрим другой дидактический материал — логические блоки Дьенеша. Такое пособие встречается в книгах М. Фидлер «Математика уже в детском саду», «Математика до школы» (ч. 1: Смоленцова А.А., Пустовойт О.В.) и некоторых других. Авторы предлагают использовать эти блоки для формирования у детей представлений о разных признаках предметов (цвете, размере, форме), в том числе и о толщине. По описанию авторов, логические блоки — это плоские геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). В этих фигурах предлагается выделять такой признак, как толщина («толстый треугольник — тонкий треугольник»).

Однако, плоские геометрические фигуры — это множество точек на плоскости, то есть, это — рисунок, линия или линия с внутренней областью. Часто для более полного обследования формы используются модели плоских геометрических фигур, которые могут быть изготовлены из картона, фанеры, но они все равно — плоские. Никакой толщины у плоских геометрических фигур быть не может, поэтому термины «толстый (или тонкий) треугольник» не имеют смысла.

Если же «утолстить» треугольник, то на самом деле получится треугольная призма. И то, что в логических блоках называется толщиной, в действительности является высотой (т. е. это — не толщина треугольника, а высота треугольной призмы). Понятно, что дети дошкольного возраста не выделят такую маленькую высоту, так как они не способны определить ту протяжённость, которая намного меньше или равна другим параметрам.

Поэтому для формирования представлений о толщине предметов целесообразно использовать предметы цилиндрической (или близкой к ней) формы. Это карандаши и карандашницы, стаканы и вазы, ветки и стволы деревьев, стебли цветов, палки, матрёшки, руки, пальцы, браслеты, колечки, спортивное оборудование: бревно, перекладины, шведская лестница, канат и др. Из специальных дидактических пособий целесообразно использовать цилиндры-вкладыши, пластину с отверстиями разного диаметра и палочки разной толщины.

Будько Т.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх