Первые шаги в математику

Маленькие дети обучаются и развиваются прежде всего через собственные действия и собственные чувства, переживаемые в этих действиях, при этом для них более важен процесс, чем результат. И первые трудности, и возможные ошибки как ребёнка, так и взрослого на начальных этапах обучения — это естественный ход развития, а не трагедия.

Они не должны никого пугать — ни малыша, ни взрослого. Внимание и терпение должны стать нашими основными спутниками на увлекательном пути в сложную и интересную науку — математику.

А теперь поговорим немного о математических способностях и ребёнке-дошкольнике. Есть родители, которые, слушая, как уверенно и очень быстро их ребёнок называет числительные по порядку, заверяют окружающих, что их чадо обязательно будет математиком, это «прирождённый» математик.

Между тем каждый из нас с вами умеет считать, и некоторые даже не помнят, когда они этому научились. Но ведь умение называть числа по порядку и умение считать — не самое главное в математическом развитии. Чтобы проявились способности к тому или иному виду деятельности (той же математике), необходимо по меньшей мере заниматься этой деятельностью.

А ребёнок дошкольного возраста такой деятельностью пока не занимается, лишь чуть-чуть приобщается к ней. Она для дошкольника (правильнее было бы называть её предматематикой) — лишь элементарные основы знаний математики как науки, выделенные в доступном объёме и форме представления. Поэтому можно вести разговор о каких-то способностях дошкольника очень условно, понимая, что проявление интереса к математической стороне окружающего — всего лишь предпосылки возможных проявлений таковых способностей в будущем.

А с математическими характеристиками окружающего малыш встречается с раннего возраста. Его глазам удивительный мир предметов  и людей представлен единично и множественно. «Я» (один) — наиболее важное приобретение, которое даёт возможность ребёнку почувствовать свою единичность, уникальность, значимость, самоценность. «Мы» (много) — эту множественность человеческого объединения ребёнок познаёт с большим трудом и значительно позже.

Каждый живой или неживой объект окружающего мира, с которым встречается ребёнок, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменениями или постоянством во времени — признаками, которые позволяют ему познать окружающее, мир вокруг и себя в нём. Вольно или невольно малыш получает математические знания. В потешках, детских песенках, стихах, загадках, считалках, играх — везде есть счёт, числительные, названия величин, пространственных направлений, временных характеристик, геометрических понятий. Да и наша речь изобилует математическими терминами.

Воспринимая и познавая мир в целом и его математические характеристики в частности, ребёнку часто приходится выполнять различные действия, в результате которых он познаёт свойства и отношения предметов и явлений, количество, величину, форму, пространство, время. При этом ему надо научиться обследовать, сравнивать, творчески преобразовывать, создавать и воссоздавать, устанавливать соответствие, считать, измерять, комбинировать, группировать, думать и придумывать, запоминать и вспоминать, рассуждать и объяснять свои действия, поступать по указанию взрослого или самому искать путь решения поставленной задачи и т.д. Наша помощь и первые успехи малыша в познании математики позволят ему чувствовать себя уверенно и комфортно в окружающем мире.

И. Житко


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх